Корреспондент "Вестника" Татьяна КРАВЦОВА побывала в Стамбуле
и посетила памятник Византийской империи Ая-Софья –
православный храм, впоследствии мечеть, а ныне музей.
Ая-Софья находится в историческом центре Стамбула, в районе Султанахмет. Рядом – множество других старинных строений. Например, дворец Топкапы, на территории которого проходят съемки популярного в Турции и в России драматического сериала "Великолепный век". Вход в музей в переводе на наши деньги стоит порядка пятисот рублей, причем никаких скидок не предусмотрено.
С улицы Ая-Софья не производит особого впечатления – серое каменное строение, зато внутри посетителей ожидает великолепное убранство, пережившее столетия Византии, Османской империи и дошедшее до нашего века. Однако прежде чем добраться до внутренних залов, нужно преодолеть нелегкий путь по узким коридорам – вымощенный булыжниками пол, отполированный подошвами многочисленных посетителей, выстроен под наклоном. Так что, прилагая огромные усилия, придется идти в горку по гладкой поверхности. После длинных лабиринтов взору открывается сокровищница. Христианские мозаики, православные алтари и купальни уживаются с османской символикой, султанскими ложами и беседками.
На месте нынешнего храма находилась базилика, сгоревшая при пожаре в 532 году. Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь, которая должна была стать украшением Константинополя (ныне Стамбул) и служить выражением величия Византийской империи. Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Под руководством лучших архитекторов – Исидора Милетского и Анфимия Тралльского – трудились десятки тысяч рабочих. Для храма свозилось все самое лучшее: мрамор из Греции, Турции, Африки, восемь порфировых колонн из храма Солнца в Риме, восемь колонн из зеленого мрамора из Эфеса, для украшений использовали золото, серебро, слоновую кость. Стены и полы выкладывались мозаикой. С момента постройки (537 год) за церковью закрепилось название "Великая". Собор несколько раз разрушался от землетрясений, его восстанавливали, но внешний вид уже отличался от первозданного.
В храме происходили судьбоносные события. 16 июля 1054 года в соборе, на святом алтаре, во время богослужения легат Папы Римского кардинал Гумберт вручил константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию отлучительную грамоту. Именно этот день принято считать датой разделения церквей на католическую и православную.
До разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году в соборе хранилась Туринская плащаница (четырехметровое льняное полотно, в которое, по преданию, Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса Христа после его крестных страданий и смерти).
Османская история Ая-Софьи такова. 30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии и обратил его в мечеть. Пристроили четыре минарета, замазали штукатуркой христианские символы. А поскольку собор был ориентирован по христианской традиции – алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб (нишу для намаза) в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). В 1935 году, согласно декрету первого президента Турецкой Республики Ататюрка, Ая- Софья стала музеем, а с фресок и мозаик начали счищать скрывавшие их слои штукатурки.
Реставраторы до сих пор открывают рисунки. Практически все сохранились как раз потому, что долгое время были замазаны. На стенах храма – изображения Иисуса Христа и Богоматери, мозаичный портрет императора Александра, Богородица на престоле с младенцем на коленях, императоры Константин и Юстиниан. Цитаты из Корана помещены на четырех больших щитах овальной формы.
Освещающие здание многотонные люстры, султанские ложи, православные купальни и алтари, мусульманские места для омовения… Как правило, в каждом из исторических памятников обязательно присутствует символ для загадывания желаний. В Ая-Софье – это "плачущая колонна", покрытая медью с отверстием для пальца. Существует поверье: если, стоя спиной к отверстию, поместить в него большой палец кисти и прокрутить, загаданное желание непременно сбудется. Такой акробатический номер удается не всем, но претендентов на его исполнение множество.
В стенах Ая-Софьи не покидает чувство, что ты – крохотное существо на земле великих исторических событий.