С начала лекционного занятия прошло всего 15 минут,
а Андрей К. уже пытается подавить зевоту
и вникнуть в рассказ преподавателя.
Его никак не покидает сонная одурь, глаза слипаются, хотя за окном далеко не утро - часы вот-вот пробьют полдень. Соседи по парте и справа, и слева уткнулись в светящиеся экраны, и его рука автоматически потянулась за своим мобильником в карман.
– Андрей! - резко окликает студента преподаватель физики. - Убери телефон с глаз долой. Чем он поможет тебе, когда ты будешь на госах отвечать данную тему?
"Может и ничем, - подумал про себя Андрей. - Но сейчас он поможет мне не заснуть от скуки".
Понятно, что Андрей К. - всего лишь фигура речи, и вся эта история выдумана от и до, однако многие студенты наверняка распознали себя в роли Андрея, ибо оказывались в подобной ситуации не раз и не два. Чуть ли не на каждом занятии студенты хватаются за свои мобильные устройства как за спасательные круги, находя в них спасение от малопонятных предметов, монотонных лекций и от реальности в целом, кажущейся им в стенах университета совсем не привлекательной.
"Как надоели эти ваши телефоны! Они прямо-таки сбивают меня с мысли, а главное - мешают вам усвоить информацию", - возмущается очередной преподаватель, жалуясь на своих непослушных студентов. И его можно понять: он в поте лица раскладывает по полочкам полезную информацию, пытается вложить знания в головы слушателей… Но чем эти головы по-настоящему заняты? Их разумом целиком и полностью завладело великое достижение технического прогресса. Ясное дело, преподаватели в ужасе и уже не знают, как бороться с электронной напастью и вернуть разум своих учеников обратно в свое распоряжение. Однако стоит разобраться: что подвигает студентов променять процесс получения знаний на общение с гаджетами?
Версия №1: "Так я спасаюсь от скуки…"
"Так я спасаюсь от скуки, - делится студент, чье имя мы не называем по понятным причинам. - Порой лекции настолько нудные, что я выключаюсь, словно работал всю ночь напролет".
Увы, но факт: далеко не каждая лекция может захватить, заинтересовать нас настолько, чтобы телефон аж из рук выпал. Не каждый преподаватель может по праву похвастать способностью превращать изложение научного материала в сеанс блестящего ораторства. Да и не всякий предмет сам по себе увлекателен на сто процентов. Что же остается, как не достать смартфон или планшет с высокоскоростным Интернетом и доступом к чату и уйти из скучной реальности? Именно так и поступает большинство студентов.
Версия №2: "Какая еще лекция? У меня подруга замуж вышла!"
"Какие еще лекции? - заявляет другая студентка другой специальности. - У меня подруга недавно замуж вышла, я просто обязана посмотреть свадебные фотографии!"
К великому сожалению преподавателей, порой студенту интереснее то, что происходит за стенами вуза, а не в их пределах. И от этого никуда не деться, ведь жизнь полна событий, интересных и необычных вещей, о которых всегда хочется узнать первому. А главный посредник в этом - мобильный телефон. Именно этот электронный мини-враг открывает все двери на пути к массе интереснейших новостей как в мире друзей, так и в мире в целом.
Версия №3: "От этой привычки невозможно избавиться…"
"Знаю, я не выпускаю телефон из рук", - жалуется совестливая соседка по парте. - Это моя самая вредная привычка. От нее просто невозможно избавиться!"
Так как мобильник с нами всегда и всюду, вполне естественно, что у нас очень быстро вырабатывается привычка каждые пять минут доставать его из кармана, раз в пять секунд обновлять почту ("А вдруг кто-то вспомнил, написал?"), делиться новостями с друзьями или просматривать ленту Instagram. Студенты - обычные люди, подверженные тем же страстям, что и все остальные, потому также никогда не держат мобильник дальше, чем в полуметре от себя. И в любую секунду зависимость возьмет свое, и все внимание захватит новая фотография у друга в профиле, твит о разводе звезд кинематографа или сообщение от подруги.
Версия №4: "Интернет - мой спаситель!"
"У нас сегодня семинар, а я вчера как-то забегался, подготовиться не успел, - делится по секрету один горе-студент. - Потому и сижу в телефоне, ищу ответы. Ох, Интернет - мой спаситель!"
И не говорите, что никогда не списывали! Святых среди студентов нет, за каждым имеется такой грешок… Когда ситуация критическая, и преподаватель грозно сверлит тебя взглядом, подозревая, что ты не готов, Интернет действительно спасает - это кладезь альтернативных знаний для студента, по какой-либо причине не готового к контрольной, семинару, даже к зачету. Он спасает от неминуемой двойки в последнюю минуту. Но, увы, кричат преподаватели, он не дает вам настоящих знаний! И в этом они, безусловно, правы.
…Причин гаджетозависимости можно назвать еще много, но факт остается фактом: телефон, особенно подключенный к сети Интернет, - злейший враг каждого преподавателя. Как же с этим бороться? Как заставить студентов проявить интерес к лекционному материалу и учебе в целом?
В Узбекистане еще в 2012 году приняли постановление, запрещающее детям использовать и даже вынимать из карманов, сумок мобильники в стенах школы. Так авторы идеи попытались обеспечить ученикам возможность усваивать знания, не отвлекаясь на технические устройства и без списывания на уроках и экзаменах. Но простыми запретами проблем не решить: молодежь - народ предприимчивый и быстро изобретает лазейки, как обойти правила. А потому во многих российских школах и вузах в последние годы стали появляться "глушилки", полностью "отрезающие" школьников и студентов от вездесущего Интернета, а на большинстве учебных компьютеров были установлены фильтры, не допускающие учащихся к развлекательным сайтам. Только учеба, только знания!
Студенты, конечно, ворчат, но, наверное, им пора вспомнить, что главное в жизни будущего специалиста - знания, за ними они и пришли в университет. Учеба - это нелегкий, но полезный труд, призывающий нас противостоять соблазнам и развлечениям, пока не закончится лекционное занятие, и проявлять уважение к людям, не жалеющим своего времени для передачи необходимого опыта. А может, ну его, этот мобильник? До перемены-то подождет…