Крещение, наоборот, будто бы дает россиянам возможность прийти в себя после новогодних излишеств и подумать о Вечном. В этот день через благодать Святого Духа Христос даровал человеку шанс на прощение грехов и возрождение для новой духовной жизни.
Самый древний праздник
Крещение Господне или Богоявление отмечается Православной церковью 19 января и является самым древним христианским праздником. Он был установлен со времен апостолов и первоначально носил название "Епифания" (в переводе "явление"), или "Теофания" ("Богоявление"). Кроме того, праздник называли "Святые Светы", в дальнейшем – Святки. Это связано с верой, что в этот день Господь приходит, чтобы пролить на мир Неприступный Свет.
Чтобы полностью понять смысл Крещения Господня, надо знать о символическом таинстве воды в Ветхом Завете. Вода – это жизнь. Оплодотворенная животворящим Духом, она дает начало всему живому. Однако вода может не только порождать, но и уничтожать, как, например, Всемирный потоп, которым были "смыты" все человеческие грехи. Вода, в которой был крещен Иисус, призвана омывать все плохое и возрождать хорошее.
День 18 января на Руси тоже был особенным – это канун одного из великих праздников, Навечерие или Крещенский сочельник. Слово "сочельник" или "сочевник" связано с особым постным блюдом, сваренным из меда и изюма – сочиво. В это время обычно пекли овощные оладьи или блины, сочни с фруктами, ели только мучные, овощные и фруктовые блюда. А уж разговлялись в Крещение.
Главным событием Крещения является водосвятие – в местных водоемах прорубают проруби, нередко в форме креста, они называются иордани: в честь священной реки. Их освящают накануне праздника.
Поверья и приметы
По поверью, искупавшийся в ледяной воде человек на весь год избавляется от грехов и болезней. Считается, что в ночь на Крещение открывается небо, и тогда о чем помолишься небу, то и сбудется.
Утром 19 января священники проводят Крестный ход, читают молебен, верующим раздается святая вода. Люди верят, что она остается свежей и чудодейственной в течение нескольких лет. Есть так же поверие, что кто почерпнет в Крещение воду, тот будет весьма успешным в делах и хозяйстве.
Крещение отмечают с большим количеством угощений. Наши прадедушки и прабабушки жарили целого поросенка, пекли печенья в виде крестов. Кресты-печенья ели первыми натощак, запивая их крещенской водой, далее следовали блины и оладьи, приготовленные на меду. Говорят, чем больше человек съедает таких блинов, тем больше денег у него будет в новом году.
Многие берут в храмах святую крещенскую воду. Окроплять ей жилье необходимо щепотью правой руки, крестообразно, обходя помещение по часовой стрелке. Начиная от входа, идите вглубь дома по левой стороне и обходите все комнаты. Закончить окропление нужно там же, где начали, у входной двери. Можно читать любую молитву или произнести слова "Окроплением воды сия священныя в бегство да претвориться всякое нечистое и бесовское действо".
В народе утверждают: крещенские приметы – самые верные. Если в Крещение холодная и ясная погода, то лето будет засушливым, а если пасмурная и снежная – к обильному урожаю. Богоявление под полный месяц – к большому разливу, если же часто лают собаки – будет много рыбы в водоемах, грибов и ягод в лесу. Синие облака в крещенский полдень сулят урожайный год. А уж традиция сильнейших морозов в Крещенские дни, кажется, никогда не бывает нарушена.
Что важно знать о Крещении
В праздник Богоявления (Крещения), происходит Великое водоосвящение. Вода как религиозный символ – это начало жизни, символ суда и смерти и средство очищения.
Крещенскую воду еще называют Великой агиасмой. Слово вошло в славянский язык из греческого, на котором agiasmaозначает "святыня". Верующие принимают агиасму натощак.
Как правильно окунуться в прорубь, чтобы не повредить здоровью? Следует помнить, что этот обычай вовсе не является обязательным для христиан, эта традиция скорее народная, нежели церковная. Окунание в ледяную воду в мороз связано с определенным риском, поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности. Перед погружением нужно обязательно проконсультироваться с врачом. Людям с диабетом, сердечно-сосудистыми заболеваниями, проблемами почек, с гинекологическими и урологическими заболеваниями о проруби лучше забыть. Также врачи категорически запрещают окунаться в мороз детям. Чудеса чудесами, но физиологию никто не отменял.
Вторая ошибка – купание в "стихийных" прорубях. Потенциально опасное для здоровья действие неподготовленному человеку лучше совершать в обустроенных местах, где дежурит отряд спасателей и бригада медиков, есть пункты обогрева и раздевалки. Ежегодно одна из иорданей оборудуется на берегу Свияги в районе университетского городка.
Важное правило – соблюдать элементарный порядок: не толкаться у проруби, держаться за поручни, не причинять неудобств окружающим. Перед погружением ни в коем случае нельзя принимать алкоголь, сосуды могут не выдержать спазмов. Важно понимать, что вы участвуете в церковном таинстве, не нужно шокировать людей и оскорблять их чувства, ныряя в чем мать родила или демонстрируя красивое нижнее белье. Вы не на пляже в Дубае, где уместны откровенные бикини. Зарытый купальник, длинная рубашка или футболка – вот в чем следует окунаться в купель женщинам. Для мужчин допустимы закрытые плавки или пляжные шорты.
Крещение
Иван ШМЕЛЁВ.
Впервые везут меня на ердань, смотреть. Потеплело, морозу только пятнадцать градусов. Мы с отцом едем на беговых, наши на выездных санях. С Каменного моста видно на снегу черную толпу, против Тайницкой Башни. Отец спрашивает – хороша ердань наша? Очень хороша. На расчищенном синеватом льду стоит на четырех столбиках, обвитых елкой, серебряная беседка под золотым крестом. Под ней – прорубленная во льду ердань… Из-под кремлевской стены, розовато-седой с морозу, несут иконы, кресты, хоругви, и выходят серебряные священники, много-много. В солнышке все блестит – и ризы, и иконы, и золотые куличики архиереев – митры. Долго выходят из-под Кремля священники, светлой лентой, и голубые певчие. Валит за ними по сугробам великая черная толпа, поют молитвы, гудят из Кремля колокола. Не видно, что у ердани, только доносит пение да выкрик протодиакона. Говорят – "погружают крест!". Слышу знакомое – "Во Иорда-а-не... крещающуся Тебе, Господи-и..." и вдруг, грохает из пушки…Прыгают из зубцов черные клубы дыма, и из них молнии... и – оа-бах!.. И радостно, и страшно. Крестный ход уходит назад под стены. Стреляют долго.
Отец подводит меня к избушке, из которой идет дымок: это теплушка наша, совсем около ердани. И я вижу такое странное... бегут голые по соломке! Узнаю Горкина, с простынькой, Федю-бараночника, потом Павел Ермолаич, огородник, хромой старичок какой-то, и еще незнакомые... Отец тащит меня к ердани. Горкин, худой и желтый, как мученик ребрышки все видать, прыгает со ступеньки в прорубь, выскакивает и окунается, и опять... а за ним еще, с уханьем Антон Кудрявый подбегает с лоскутным одеялом, другие плотники тащат Горкина из воды, Антон накрывает одеялом и рысью несет в теплушку, как куколку. "Окрестился, – весело говорит отец. – Трите его суконкой, да покрепче!
… Отец кричит – "раз, два, три... вали!" Прыгают трое враз. Я слышу, как Василь-Василич перекрестился – крикнул – "Господи, благослови!". Пашка начал пощелкивать на счетах – раз, два, три... На черной дымящейся воде плавают головы, смотрят на нас и крякают. Неглубоко, по шейку. Косой отдувается, кряхтит: "ф-ух, ха-ра-шо... песочек..." Ледовик тоже говорит – "ф-о-шень карашо... сфешо". А солдат барахтается, хрипит: "больно тепла вода, пустите маненько похолодней!" Все смеются… На ста пятидесяти семи вытащили Ледовика, а солдат с Косым крякают. Отец уж топает и кричит: "сукин ты кот, говорю тебе, вылезай!.." – "Не-эт... до-дорвался... досижу до сорока костяшек..." Выволокли солдата, синего, потащили тереть мочалками. Пашка кричит – "сто девяносто восемь...". Тут уж выхватили и Василь-Василича. А он отпихнулся и крякает – "не махонький, сам могу...". И полез на карачках в дверку.
Крещенский вечер. Наши уехали в театры. Отец ведет меня к Горкину, а сам торопится на горы – поглядеть, как там Василь-Василич. Горкин напился малинки и лежит укутанный, под шубой. Я читаю ему Евангелие, как крестился Господь во Иордане. Прочитал – он и говорит:
– Хорошо мне, косатик... будто и я со Христом крестился, все жилки разымаются. Выростешь, тоже в ердани окунайся.
Я обещаю окунаться. Спрашиваю, как Василь-Василич исхитрился, что-то про гусиное сало говорили.
– Да вот, у лакея немцева вызнал, что свиным салом тот натирается, и надумал: натрусь гусиным! А гусиным уши натри – нипочем не отморозишь. Верней свиного и оказалось. А солдат телом вытерпел, папашенька его в сторожа взял и пятеркой наградил. А Вася водочкой своей отогрелся, Господь простит... А Ледовика чуть жива повезли. Хитрость-то на него же и оборотилась.
Авторская орфография сохранена.
Крещенские кушанья
Печенье "Кресты"
260 г пшеничной муки, 1 яйцо, 130 г растительного масла, 1 рюмка водки или коньяка, соль, ванилин или ванильный сахар.
В глубокой миске смешайте все ингредиенты и замесите гладкое тесто. Разделите его на несколько небольших частей, из каждой скатайте трубочку, уложите одна на другую в виде крестиков. Смажьте противень маслом и выпекайте крестики до готовности в раскаленной духовке.
Буженина
1400 кг свинины (шеи), 5-6 лавровых листиков, 1 ч. л. молотого черного перца, 1 ст. л. крупной соли, 5-6 зубчиков чеснока.
В мясе острым ножом сделайте со всех сторон около 20 надрезов. В миску покрошите лавровые листья, добавьте перец, соль, измельченный чеснок. Смесь тщательно перетрите ложкой. Равномерно обмажьте мясо смесью, распределив ее во все отверстия.
Буженину закрутите в фольгу и отправьте в разогретую до 160-170 градусов духовку на 2,5 часа. Затем аккуратно раскройте фольгу, чтобы не вытек жир, полейте им мясо и запекайте еще 15-20 минут, повысив температуру до 200 градусов.