25 января Ульяновский государственный академический симфонический оркестр "Губернаторский" под управлением художественного руководителя и главного дирижера Ильи Дербилова откроет год юбилея великого композитора исполнением знаменитой Пятой симфонии и одной из лучших его увертюр, закрепившейся в концертной практике как "Леонора" № 3.
Перед началом программы Илья Дербилов расскажет о творчестве Бетховена и истории произведений, которые предстоит услышать ульяновцам.
Симфония № 5 стала одним из символов наследия гениального немца и вошла в число самых исполняемых произведений классической музыки. Помимо прочего творение известно тем, что подготовительный период его создания был долог. Первые наброски симфонии были сделаны в 1804 году, сразу после окончания работы автора над Третьей симфонией. Однако Бетховен неоднократно прерывал свою работу над Пятой для подготовки других сочинений, включая первый вариант оперы "Фиделио", Сонату № 23 (Аппассионату), три струнных квартета, скрипичный и фортепианный концерты и Четвертую симфонию. Окончательная доработка проводилась в 1807-1808 гг. параллельно с Шестой симфонией, а премьера обеих состоялась на одном концерте.
В это время Бетховену было к сорока, его жизнь осложнялась прогрессирующей глухотой, а Европу терзали наполеоновские войны. Композитор посвятил симфонию двум покровителям – князю Францу фон Лобковицу и графу Андрею Разумовскому.
От мрака – к свету, через борьбу – к победе: таков основной посыл, заложенный автором. Открывающий симфонию мотив, получивший название "тема судьбы", приобрел символический статус и в качестве фатального образа широко используется не только в академической, но и в массовой культуре.
Густав Малер, выдающийся дирижер-интерпретатор наследия Бетховена, говорил о его творении: "Слова, которые Бетховен сказал об этой музыке, – "Так судьба стучится в дверь" – далеко не исчерпывают для меня все ее богатое содержание. Скорее, он мог бы сказать: "Это я".
Увертюра "Леонора" № 3 появилась как результат тщательной работы Бетховена над своим единственным оперным детищем, сочиненным на героический сюжет из истории Французской революции. В 1805 году были написаны две увертюры к опере "Леонора", а к постановке 1806 года Бетховен сочинил третью. Позже появилась четвертая, а сама опера была переименована в "Фиделио".
Сюжет в окончательном варианте таков. Молодая женщина Леонора, переодевшись в мужской наряд, под именем Фиделио (по-испански – "верный") становится помощником тюремщика. Она предполагает, что начальник тюрьмы Пицарро держит здесь ее мужа Флорестана, борца против тирании. Леонора находит Флорестана в подземелье, в цепях, умирающего от голода. Ему грозит смерть от руки Пицарро, но женщина, рискуя жизнью, спасает мужа.
Увертюра "Леонора" №3 великолепно воплотила ведущую для творчества Бетховена тему драмы, когда страдания преодолеваются в упорной героической борьбе, приводящей к освобождению, к торжеству светлых сил. Но для оперного жанра она оказалась слишком самодостаточной и вскоре нашла место на концертной сцене.