"Век XIX: мода и увлечения" - партнерский выставочный проект Государственного музея-заповедника "Архангельское" (Московская область) и Ульяновского областного краеведческого музея имени И.А. Гончарова переносит посетителя в эпоху XIX века, когда образованные люди умели умно говорить и слушать собеседника, много читали, красиво одевались и окружали себя роскошной мебелью и изящными предметами.
На основе редких книг и гравюр, изящных предметов быта и материальной культуры выставка знакомит с мужской и женской модой XIX века, модой на манеры, чтение, на обстановку в доме, гастрономию, общение и развлечения просвещенного общества позапрошлого столетия.
В это время в Англии зарождается такое явление как дендизм, включавшее в себя национальное противопоставление французским модам. Французская мужская мода культивировала изящество и изысканность, английская допускала экстравагантность и в качестве высшей ценности выдвигала оригинальность. В России дендизм стал фактом культуры. Как писал И.В. Киреевский, "искусство хорошо одеваться должно принадлежать к числу изящных искусств (…) И одеваться хорошо не так легко, как думают обыкновенно. Для этого нужно много, много условий, и я думаю, что это трудно, как быть великим музыкантом или великим живописцем, и, может быть, даже великим человеком".
И все же в XIX веке ведущая роль в моде перешла к женскому костюму. Мужской же мог отличаться только качеством ткани, белизной белья. Выделяться яркостью одежды или обилием украшений считалось для мужчин дурным тоном. Женщина же в XIX столетии постепенно становится как бы рекламой - выставкой благосостояния и положения в обществе своего мужа, символом процветания его дел. И если мужской костюм на протяжении века будет изменяться лишь в деталях, то женский - откликаться на все новые направления в искусстве и подчиняться им.
На рубеже XVIII-XIX веков мода ориентируется на античные образы, когда все женщины, по меткому выражению Ф. Вигеля, "хотели казаться древними статуями, с пьедестала сошедшими". После 1815 года засилье классицизма сменяется господством романтического историзма, что влечет за собой определенные изменения в моде: белая гамма сменяется цветной, появляются псевдоготические и "рыцарские" мотивы. В 1830-е годы господствуют псевдобарочные формы. В 1840-е характер костюмов меняется под влиянием новых идеалов: идей женской эмансипации, с одной стороны, и "увлечения добродетелью" под влиянием романов Диккенса, с другой. И, наконец, в 1850-е годы наступает время господства безмерной роскоши, и женский костюм приобретает вычурные формы.
Поначалу при выборе нарядов дамы ориентировались на костюмы заезжих иностранок, жен дипломатов, соотечественниц, возвратившихся из-за границы. Самые обеспеченные дамы выписывали иностранные модные журналы, стоившие баснословных денег. Но в 1823 году московский журналист и литератор князь П.И. Шаликов затеял издание "Дамского журнала", содержавшего страничку "Мода" и модную картинку, с целью "заменить дорого стоящую выписку подобных журналов из-за границы и через то большему числу любезных соотечественниц доставить удовольствие знать новейшие изобретения моды в истинной ее столице - Париже". А вскоре у "Дамского журнала" появились последователи. Модные картинки быстро и прочно вошли в отечественный быт. Именно они, а также другие материалы, представленные на выставке, позволяют проследить развитие модных тенденций в XIX веке.
В основе экспозиции - книги и гравюры из редких изданий уникального собрания музея-заповедника "Архангельское", отражающие модные тенденции XIХ века. Ульяновский областной краеведческий музей представил около ста предметов своей коллекции. Некоторые из них когда-то принадлежали известным симбирянам - Ивашевым, Бутурлиным, Гончаровым. Например, демонстрируется бронзовая статуэтка собачки, которую передал Владимир Музалевский - правнучатый племянник Гончарова, а также тарелки, изготовленные на фабрике Гарнера, подаренные потомками писателя по линии старшей сестры.
Посетителям выставки представится возможность примерить стилизованный костюм и сфотографироваться в интерьере XIX века, освоить "язык" вееров, поиграть в веселую игру в рифмы "буриме" или проверить свои знания в разгадывании шарад.