Впервые на русском языке издается роман-лауреат Букеровской премии минувшего года, который уже называют новым "1984" и новым "Рассказом служанки".
Как писал в своей рекомендации Букеровский комитет, эта "радикальная антиутопия ярко описывает решимость матери защитить свою семью во времена, когда либеральная демократия неумолимо и пугающе скатывается к тоталитаризму". Однажды вечером микробиолог Айлиш Стэк, мать четверых детей, отвечает на стук в дверь. На пороге - двое оперативников свежеобразованной Государственной службы национальной безопасности, которые хотели бы поговорить с мужем Айлиш, активистом учительского профсоюза. А после демонстрации протеста ее муж пропадает - и Айлиш оказывается в плену логики кошмара: общественные институты рассыпаются на глазах, правительство превратило тихий пригород в зону боевых действий, и чтобы спасти семью, Айлиш вынуждена решиться на невозможное…
Роман-предупреждение о том, как легко утратить свободы, которые мы считаем само собой разумеющимися, однако величайшее достижение автора в том, что описываемые невероятные события выглядят абсолютно реальными.
Анастасия Максимова,
"Дети в гараже моего папы"
Некоторые, возможно, знакомы с творчеством Уны Харт - автором очень фактурного фэнтези в историческом ключе, где суеверия и байки оказываются реальны. Уна - зеркальный двойник (и псевдоним) Анастасии Максимовой.
По сюжету отца Егора Каргаева арестовывают. Он признает вину. Егор, его сестра и мама в шоке, они пытаются доказать обратное. Парадокс в том, что настоящей жертвой оказывается именно семья Каргаевых - на нее карами небесными обрушиваются травля и издевательства: от угроз отчисления из школы до порчи имущества.
"Дети в гараже моего папы" - не очередной шаблонный триллер. Анастасию Максимову волнует переломный момент, когда привычная жизнь с хрустом ломается, а также тянущиеся за ним психологические проблемы, травмы и чувство вины. Эта история не закончится событиями 2012 года - читатель увидит героев спустя десять лет. Каждый принял правду по-своему. От автора, если судить по предыдущим работам, стоит ждать глубокую проработку персонажей и увлекательный сюжет - и не важно, кто из зеркальных двойников пишет книгу на этот раз.
Салман Рушди,
"Город победы"
Салмана Рушди, британского автора индийского происхождения, без сомнения можно назвать живым классиком мировой литературы. И если в последние годы его произведения концентрировались вокруг переосознания событий современности, то "Город победы" - попытка создать авторскую поэму в прозе.
Рушди пишет историю о Пампе Кампане, которая в юности стала бессмертной благодаря некоему волшебному дару. Она создает государство Биснага и его жителей из волшебных бобов. На протяжении почти двухсот лет Пампа наблюдает, как меняется Биснага, люди и их отношение к ней.
В этот раз автор пытается нащупать пульс империй: зачем они возникают, почему погибают, каковы судьбы их правителей? Салман Рушди, пусть сам он это часто отрицает, - продолжатель традиции магического реализма, который в "Городе победы" выражен весьма ярко: на этот раз все "чудеса" вплетены в исторический контекст. Читателей ждет не только насыщенный событиями сюжет, но и густой, пронизанный сквозными образами, аллюзиями и метафорами язык. Тонуть в этом тексте - не катастрофа, а наслаждение.
Ричард Осман,
"Ловушка для дьявола"
Первый роман английского комика Ричарда Османа, "Клуб убийств по четвергам", взорвал сначала зарубежный рынок, а потом и российский: огромные тиражи, экранизации и бешеная слава. Что же так покорило читателей? История о четырех пенсионерах, которые начинают расследовать убийства! Текст получился, с одной стороны, простым и смешным, с другой - очень трогательным и по-стариковски мудрым. К каждому из четырех персонажей автор нашел правильный подход. Ричард Осман воскресил интерес к так называемому жанру "уютного детектива". И зачем же тогда останавливаться?
"Ловушка для дьявола" - уже четвертая книга в серии. В этот раз история связана с черным антикварным бизнесом. Начнется все, конечно, с убийства. Можно предугадать содержание романа, даже не раскладывая карты таро: будет безумно увлекательно, местами очень умилительно, а еще - смешно до слез. И если кажется, что английский юмор в книге будет очень специфичным, рано отчаиваться - Ричарду Осману удалось сделать его универсальным.
Екатерина Звонцова,
"Письма к безымянной"
Екатерина Звонцова известна широким писательским диапазоном: она работает и с интеллектуальной прозой ("Теория бесконечных обезьян"), и с фэнтези ("Берег мертвых незабудок"), и с историческими романами. В наступившем году читателя ждет как раз новинка из последней категории.
Книга основана на странных письмах Людвига ван Бетховена таинственной возлюбленной, о природе которых ученые спорят до сих пор.
"Письма к безымянной" - биографический роман, охватывающий всю жизнь композитора: от юности до смерти. По сути, перед читателем классический роман-взросление со становлением подростка и поиском себя, просто главный герой - историческая личность.
Звонцова добавляет в книгу нотку магического реализма (и немного суеверий), однако не дает однозначных трактовок всех таинственных событий. Это исследование судеб с глубокой проработкой исторического бэкграунда и характеров - читатель встретит здесь и Моцарта, и Сальери, и Бонапарта. Но не стоит забывать, что "Письма к безымянной" - прежде всего художественный роман, поэтому возможны незначительные отклонения, не нарушающие пространственно-временной континуум.
Анна Сешт, Александр Сэро,
"Сердце демона. Преданное наследие"
Это приключенческое фэнтези с авторским миром, основанном на Древнем Египте, не лыком шито. Анна Сешт - египтолог, поэтому читателя ждет аккуратное и ненавязчивое вплетение научных фактов и бытовых деталей в текст, а еще много исторических параллелей, при этом совершенно не занудно.
"Преданное наследие" - первая часть большой трилогии. Это рассказ о жрице и охотнице за сокровищами Аштирре, которая отправляется на поиски заброшенной гробницы. Дальше начинается насыщенное экшном приключение в духе настольной игры "Dungeons&Dragons", "Индианы Джонса" и Генри Хаггарда. Но на этом авторы не останавливаются: параллельная сюжетная линия помогает читателю распутать слипшиеся нити клубка тайн прошлого и узнать причину магической катастрофы. Это, как говорится, не только Древний Египет и экшн, но и два-три килограмма психологизма и рассуждений о сильных мира сего. Кстати, тут есть и кельтские мотивы.
Эмир Кустурица,
"Мятежный ангел"
В романе знаменитый режиссер, а теперь и писатель балансирует на тонкой грани между художественной прозой, мемуарной литературой и автофикшном. Автор проводит своего героя от детства с его безграничной свободой и попытками бросить вызов силам природы. Он ведет его через юность в разрушенной войной стране, поиски художественного самовыражения к встрече с Петером Хандке, с которым герою предстоит отправиться через всю Европу в Стокгольмскую Нобелевскую академию, где Хандке получит премию.
Ксения Буржская,
"Литораль"
Ксения Буржская, наверное, не нуждается в подробном представлении, а вот ее грядущий роман - напротив. Если говорить образно, то автор подготовила что-то наподобие ретеллинга "Джекилла и Хайда" по-русски. Читателю предстоит отправиться за полярный круг и познакомиться со школьной учительницей Анной. Но речь не о педагогике: автора, как и всегда, беспокоят проблемы отдельно взятой личности во враждебной обстановке (или связь нескольких таких личностей, как в романе "Пути сообщения").
У Анны есть альтер-эго - Хлоя. И как только она берет "контроль над телом" в свои руки, героиня становится свободной, красивой, веселой. Так может, надо дать Хлое победить? Ведь порой кажется, что для учителя в современном мире вечных родительских жалоб и бюрократической волокиты это единственный выбор - перейти на темную сторону, раз там есть печеньки.
Ральф Эллисон,
"Невидимый человек"
На языке оригинала роман вышел еще в 1952 году, но до российского читателя добрался только сейчас - сам автор, как говорит его душеприказчик, был бы этим очень доволен. Это история одновременно и о личном, и о социальном; написанная от лица безымянного рассказчика, она заставляет задуматься о том, куда человечество шагало и продолжает шагать, а еще осознать, как мы, люди, ведем себя во времена больших перемен.
Герой - своего рода фильтр, и читатель буквально смотрит на события сквозь него ("ваши глаза смотрели сквозь меня"). Америка второй половины XX века в этом романе поворачивается обшарпанной и неприятной стороной - в ней нет места никакой "американской мечте". И если историки проговорят все то же самое сухими фактами, то Ральф Эллисон - насыщенным, завораживающим, образным, но в то же время не перегруженным языком, полном отсылок на разные реалии: от статей Эмиля Золя до "Короля Лира".
Габриэль Гарсиа Маркес,
"Мы увидимся в августе"
Весной на испанском языке издадут последний (неоконченный) роман Маркеса, который до этого хранился в рукописных архивах. Известно о тексте также мало, как и об истинных мотивах издателей: книгу описывают как "историю о женщине, прибывшей на тропический остров, чтобы возложить цветы на могилу матери". На этом - занавес. Обещают однако и приятное - в романе будет все, за что читатель так любит Маркеса: эксперименты, насыщенный слог, щепотка чудес и легкая романтика.