В конце января артисты Ульяновского драматического театра сыграли премьеру комедии Вуди Аллена "Централ Парк Вест". Над спектаклем работали режиссер Владимир Золотарь, художник Владимир Медведь, за музыкальное оформление и видео отвечал Максим Лужанский.
На первый взгляд, "Централ Парк Вест" - образцовая комедия положений: муж уходит от жены, жена бросается выяснять, кто разлучница, ей помогает подруга, подозреваемая раскрывает карты, но, как оказывается, зря. События и открытия сыплются на героев как из рога изобилия, и каждое из них драматург припечатывает хлесткой шуткой.
Но эта забавная история из жизни обитателей богатого района Нью-Йорка и в оригинальной пьесе Вуди Аллена, и в постановке Владимира Золотаря на сцене Ульяновского драматического театра оказывается перевертышем, предлагая зрителю больше, чем от нее можно было бы ожидать.
Героиня Дарьи Долматовой - психоаналитик Филлис - воплощение идеала современной женщины: умная, успешная, независимая. Крах семейной жизни оказывается для нее полной неожиданностью.
Вуди Аллен привычно посмеивается над модой на психотерапию и уверенностью людей в ее всемогуществе. Очевидно, что психологическая поддержка необходима каждому из героев. Заклятая подруга Кэрол (Анна Дулебова) в свои 40 лет все еще живет в плену подросткового вопроса "Кем я стану, когда вырасту?" Ее мужу-писателю (Алексей Вольный), по воле авторского сарказма, помочь с перепадами настроения может только основательный удар током (учитывая, что Говард - альтер-эго Аллена, эта деталь звучит, как минимум, самоиронично). Неверный муж психоаналитика Сэм (Николай Авдеев) бунтует против тотального доминирования супруги многочисленными абсурдными изменами. Темная лошадка Джульет (Мария Прыскина) и вовсе борется с целым букетом проблем: булимия, панические атаки, социофобия - и тем комичнее та роковая роль, которую она сыграет в истории. Помощь специалиста явно пригодилась бы и самой Филлис, внешне такой сильной и безупречной. Но несмотря на обширную практику и работу героини в клинике, расследование проблем в ее личной жизни не превращается в групповую терапевтическую сессию, а идет по накатанному пути бытового скандала - такого бурного выяснения отношений дом психоаналитика не видел ни на одном из сеансов за много лет.
Дом ФиллисРиггс заслуживает отдельного описания. Работа сценографа заслуженного деятеля искусств Украины Владимира Медведя, на первый взгляд, выглядит подчеркнуто лаконичной - глазу не за что зацепиться, кроме живописно разоренного бара, в котором ищет спасения психоаналитик. Но любопытные детали постепенно приковывают к себе внимание.
Главная из них - прописанная в тексте "скульптура плодородия" с пикантным изъяном. Она выглядит, как знаменитые доисторические "Венеры палеолита" - только другого пола. Здесь и иллюстрация жалоб Сэма, который в браке с сильной женщиной сам чувствует себя женой, и намек на то, что проблемы Филлис - древние, как само человечество, и люди до сих пор ведут себя в таких ситуациях как и их полуразумные предки. "Фрейдистские" скульптуры стоят в лучах подсветки и на заднем плане: в этих обезьяноподобных существах, сидящих на постаментах, зритель с фантазией без труда разглядит… растоптанные ботинки Бродяги Чарли Чаплина - кумира и вдохновителя Вуди Аллена. Впрочем, как и в психоанализе, у каждого может быть свое толкование этих символических фигурок.
Книжная полка в доме Филлис, на которой наверняка покоятся бесценные тома классиков психологии, расположена слишком высоко для человеческого роста, почти под потолком: прекрасная теория и неприглядная практика человеческих отношений слишком далеки друг от друга. Под полкой располагается проекционный экран. Отдавая дань Вуди Аллену, который состоялся, прежде всего, в кинематографе, создатели открывают спектакль небольшим интро с самыми яркими отрывками из его творчества, во время действия на экран выводятся стилизованные титры с описанием персонажей, авторские ремарки и цитаты из пьесы. Сопровождает видеоряд музыка в исполнении Аллена и его оркестра - мало кто знает, что помимо режиссуры, драматургии, театра и кино, важную часть жизни голливудской звезды занимает джаз.
Режиссер Владимир Золотарь рассказывает, что актеры эмоционально и физически затрачиваются в премьерном спектакле не меньше, чем в масштабных сценических полотнах вроде "Макбета": текст пьесы "Централ Парк Вест" наполнен множеством ироничных отсылок и авторских комментариев, предполагает высокий темп действия, мгновенную смену реакций и состояний героев. При этом первые зрители говорят о легкости и юморе новой постановки, узнаваемом стиле Вуди Аллена и о том, с какой естественностью артисты вжились в образы своих героев. Вслед за драматургом режиссер предлагает простое лекарство от хандры и непринужденный способ поговорить о сложных житейских проблемах.