Выставочный проект "Аркадий Пластов в Малом театре" стартовал в январе, в день рождения художника. Тогда впервые были продемонстрированы факсимильные воспроизведения эскизов Пластова к спектаклю по пьесе Валентина Овечкина "Настя Колосова", который поставили в 1951 году.
Тема получила продолжение. Поскольку визуальный ряд и сопровождающие выставку аудиоматериалы сложны для восприятия представителями общества глухих и слепых, сотрудники музея решили расширить формат проекта.
– Мы обратились на факультет культуры и искусства Ульяновского государственного университета с просьбой нам помочь, – рассказывает заведующая музеем А.А. Пластова Ирина Обухова.– Преподаватели дизайна костюма предложили посотрудничать с выпускниками, которые профессионально занимаются кроем одежды. Так мы познакомились с Зинаидой Осиповой, она выбрала несколько работ Пластова и по ним разработала модели.
Выпускница УлГУ, молодой преподаватель Областной детской школы искусств Зинаида Осипова сшила по эскизам художника три платья, приблизив их фасоны к стилю настоящего времени.
Необычный процесс "оживления" картин Пластова заинтересовал и других студентов. Учащиеся специальности "Дизайн интерьера" по описанию восстановили утерянные эскизы декораций, которые придумал Пластов для постановки "Настя Колосова". А учащиеся музыкального училища УлГУ воспроизвели несколько произведений композитора Александра Голубенцева, который отвечал за музыкальное оформление постановки. Найти ноты было непросто.
– Поначалу мы обратились в Малый театр,– вспоминает Ирина Обухова,– но там сказали, что в архиве ноты не сохранились. Тогда стали искать потомков композитора на всех сайтах, где встречалась фамилия "Голубенцев". Чудом вышли на дочь Александра Александровича. Она оказалась человеком искусства, работала на телевидении – озвучивала Степашку в программе "Спокойной ночи, малыши!".
В результате проект "Пластов для всех" объединил студентов творческих специальностей, их педагогов, музейщиков и многих неравнодушных людей. Вместе они создали дополнительную реальность для поклонников искусства, по состоянию здоровья лишенных возможности в полной мере оценить все грани прекрасного. Эта реальность объединила реконструированные эскизы и декорации Пластова, дефиле в нарядах той эпохи, музыкальное сопровождение к выставке и возможности тактильного осмотра тканей и бутафории, включенных в экспозицию.