Но почему бы лишний раз не посетить Первопрестольную или Северную Пальмиру ради полотен гениев? Ведь есть шедевры, шанс увидеть которые иногда выпадает Якоб Йорданс в Государственном Эрмитаже.
Масштабная выставка работ одного из наиболее значительных фламандских живописцев XVIIвека Якоба Йорданса в Эрмитаже – первая в России. Отечественная коллекция картин этого живописца – одна из самых обширных в мире: в экспозицию войдут полотна из собственной коллекции Эрмитажа, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Пермской государственной художественной галереи и Государственного художественного музея Нижнего Новгорода.
Посетители увидят полотна почти всех жанров, в которых работал художник в период 1610–1660-х годов. Последние семь-восемь лет некоторые произведения реставрировали, на выставке будут представлены обновленные картины Йорданса.
"Павел Пепперштейн. Человек как рамка для ландшафта"
в музее современного искусства "Гараж"
Павла Пепперштейна все мы знаем и любим, смотрим, читаем и даже (самые преданные из нас) слушаем – но так много его точно не было нигде и никогда. Более восьмидесяти работ из частных и публичных собраний с шестидесятых и до наших дней: живопись и графика, новые страны и государства, игры с религиями и культами и тому подобное обаятельное надувательство – невероятно красивое притом. Политика и театр, воображаемые ландшафты и несуществующие книги, а также двадцать новых произведений – ради этого стоит отправиться в музей. А тем, кто старается инвестировать в искусство, самое время приобрести несколько работ художника: после выставки они точно подорожают. Ну и наконец стоит заметить, что архитектура выставки состоит из кораблей, а еще предполагает Ленина со спутницей в гробу.
"Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и лондонская школа"
в Государственном музее изобразительных искусств
им. А.С.Пушкина
Вторая мировая война перевернула жизнь людей полностью – и искусство, конечно, не могло оставаться в стороне. Часть художников занималась в это время абстракцией, часть – готовила трамплин для совершенно новых медиа и форм, которые будут расцветать в шестидесятые и семидесятые. Так называемая лондонская школа же в этом смысле была особо примечательна своей повествовательностью и вниманием к человеку, его телесности, его слабостям и страстям.
Последний раз большую выставку Бэкона в России показывали четверть века назад. В новом проекте-блокбастере будет 6 разделов и 80 живописных работ из лондонского музея Тейт, включая произведения Франка Ауэрбаха, Фрэнсиса Бэкона, Люсьена Фрейда, Майкла Эндрюса и других художников из группы, представлявшей собой, возможно, самый значительный этап в истории развития британского искусства. В поддержку выставки музей обещает устроить музыкальный фестиваль.
"Владимир Вейсберг. Ничего кроме гармонии" в Фонде InArtibus
Больше сотни работ, возможно, самого меланхоличного отечественного художника и мастера "невидимой живописи", которого преданно собирает основательница Фонда InArtibusИрина Баженова. Работы из ее коллекции, а также из собрания отдела личных коллекций Пушкинского музея, и будут составлять два блока выставки. Натюрморты, обнаженная натура, городские зарисовки, портреты жены, апельсины и виноград – на выставке можно будет увидеть все периоды творчества Вейсберга и проследить, как он от цвета пришел к отказу от цвета, к белому на белом. Больше в ближайшее время в таком количестве "русского Моранди" нельзя будет увидеть нигде: вскоре отдел личных коллекций закроется на реконструкцию.
"Стив Шапиро: Дэвид Боуи. Человек, который упал на Землю"
в Центре фотографии им. братьев Люмьер
Очень важная выставка для поклонников Дэвида Боуи о переломном для него моменте самоопределения. Он уже звезда. Зигги Стардаста знают все. Тяжелая зависимость, поиск новых персонажей и новых направлений в музыке. Удивительно, как в этой легендарной двенадцатичасовой съемке Стиву Шапиро, заслуженному уже тогда американскому фотографу и фотодокументалисту, удалось вдохновить музыканта на новые образы, которые тот будет примерять почти до самой смерти: в полосатом костюме он, например, появляется в своем последнем клипе. Они со Стивом никогда не были близкими друзьями, но Боуи ему бесспорно доверял и обсуждал с ним свои эзотерические увлечения. Результат работы двух больших персон XXвека – а также фотографии съемок фильма "Человека, который упал на землю" – можно увидеть на этой выставке.
Большая ретроспектива Ильи Репина в Новой Третьяковке
К 175-летию со дня рождения Ильи Репина в Третьяковской галерее откроют масштабную выставку произведений художника. Гости увидят лучшие картины живопиcца, созданные в период 1870-х – 1920-х годов. Это более 180 полотен и около 130 графических работ, которые разместят в самых крупных залах Третьяковки.
Помимо известных картин: "Бурлаки на Волге", "Не ждали", "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" – в экспозицию войдут малоизвестные произведения Репина из 26 российских музеев, зарубежных собраний, а также частных коллекций. Главным экспонатом выставки станет крупноформатное полотно "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года…" из Русского музея.
Эдвард Мунк в Инженерном корпусе Третьяковки
Семьдесят предметов живописи и графики – в таком масштабе Мунк еще не был представлен в России никогда. В советское время его показывали часто, но в основном графику. Теперь, как обещает куратор, мы увидим совсем другого Мунка – в том числе его бесконечные автопортреты, которые он рисовал до поздней старости, и пейзажи. Также на выставке можно будет увидеть фотографии и предметы художника и, конечно, знаменитый "Крик" (первый вариант, выполненный цветными карандашами, на обороте которого написана не менее знаменитая картина художника, "Вампир").
В рамках образовательной программы будут, что интересно, проходить экскурсии "Мунк и Достоевский": нашего великого писателя Мунк очень любил, читал еще по-немецки до перевода на норвежский и, по легенде, умер с "Бесами" на столике у кровати.
"Павел Отдельнов. Промзона" в ММОМА
Главный поэт московской периферии представляет долгий и масштабный проект про город Дзержинск и его завод – с архивами, газетами, историями, видео и разговорами с людьми. Огромное четырехлетнее исследование художника превращается в выставку и про родной город, и про экологию, и про идеологию и размах прошлого века. А еще это человеческий рассказ про участников событий – истории сотрудников завода, грустные и смешные, будут опубликованы в каталоге.
"Альберт Уотсон. Календарь Pirelli 2019" в МАММ
В наши дни – когда секс больше не продается, Барби толстеют и меняются в росте, а Giletteпытается бороться с токсичным маскулизмом – сам формат календаря Pirelliкажется слишком старомодным. Неудивительно, что еще с начала 2010-х создатели ищут новый подход и пытаются каждый год совершать маленькие революции: Маккарри показал моделей без ретуши, Питер Линдберг добавил им возраст, Тим Уокер в прошлом году пытался работать с мультикультурализмом (вышло спорно). Календарь Pirelli – хорошая лакмусовая бумажка тех больших изменений, на которые даже большие компании в мире уже не могут закрывать глаза.
В этом году свою версию представит Альберт Уотсон, и увидеть ее можно будет в рамках XIМосковской международной биеннале "Мода и стиль в фотографии-2019". Автор знаменитого снимка Хичкока с гусем решил удариться в сторителлинг и переодел больших танцовщиков в артистов стрип-клуба, а для Джиджи Хадид на пару с Александром Вэнгом придумал чуть ли не паническое расстройство. Выбор персонажей для календаря случился не самый очевидный (почему то среди них есть Летиция Каста и Полунин), зато это один из редких примеров жанра, где сняты мужчины: даже в 2019 году для календарей фотографы чаще выбирают моделей-женщин.
"Макс Эрнст. Парижские годы" в Государственном Эрмитаже
Эрмитаж представит первую в России выставку авангардиста Макса Эрнста. Его, как важнейшего представителя сюрреализма, часто называли мастером изобразительной алхимии и величайшим исследователем человеческого сознания. В работах Эрнста представлены фантастические образы, которые отсылают к внутреннему миру человека и детским воспоминаниям.
Из частного собрания в Мадриде на выставку доставят живописные и графические работы, созданные Эрнстом в 1920-х годах. В этот период художник перешел от дадаизма к сюрреализму, и писал протосюрреалистические картины.
"Йоко Оно. The Sky Is Always Clear"
в Московском музее современного искусства
В рамках XIVМеждународного фестиваля-школы современного искусства "Территория" в Московском музее современного искусства пройдет выставка японской художницы и певицы Йоко Оно, вдовы Джона Леннона.
Главным экспонатом показа станут ее "Инструкции" – произведения, созданные художницей в 1960-х годах. Они либо ограничены текстовыми указателями, либо принимают форму объектов, которые ждут действий от посетителя. Экспозиция построена так, чтобы зрители поняли размышления художницы о смысле искусства.