— Почему Минобрнауки приняло решение переводить обучение в онлайн? — Вы видите, что эпидемиологическая ситуация в разных регионах разная, и лучше сработать на опережение и принять соответствующее решение. С одной стороны, мы анализировали эпидемиологическую ситуацию, с другой стороны, видели, что есть определенное беспокойство и у студентов, и у преподавателей. Поэтому министерство издало приказ, который рекомендует вузам, исходя из ситуации в конкретном регионе, в городе и с учетом готовности вуза принять решение о переходе на обучение в дистанционном формате. — Что именно означает дистанционное обучение для обучающихся вузов и преподавателей? — Очень простое объяснение: это когда студенты и преподаватели не встречаются непосредственно, когда в одной аудитории не собирается большое количество людей, но при этом современные информационные технологии позволяют организовать образовательный процесс, когда студенты находятся в разных местах, а преподаватель может находиться на расстоянии многих тысяч километров. — То есть речь идет о том, что образовательный процесс не прерывается, он переходит в онлайн? — Да, это принципиально важный момент. Задача университетов и министерства не в том, чтобы отпустить студентов на каникулы или отправить их по домам, забыв о том, что необходимо организовать обучение. А в том, чтобы была полноценная реализация образовательных программ в новых изменившихся условиях. Для некоторых вузов это будет сложно, но с учетом того, что такой опыт накоплен у многих, особенно ведущих вузов России, и с учетом того, что электронная информационная образовательная среда должна быть создана в каждом вузе, я думаю, что, несмотря на сложности, мы организуем такое обучение во всех вузах, которые примут соответствующее решение. — Где брать информацию студентам и преподавателям? — Во-первых, я предлагаю ориентироваться на сайт Министерства науки и высшего образования. Во-вторых, мы по договоренности с Яндексом создали специальный канал в Яндекс.Чатах. Информация будет размещаться там. Наиболее часто задаваемые вопросы будут с помощью сервиса Яндекс.Кью агрегироваться, и целая группа экспертов будет давать ответы на эти вопросы. Чтобы снять напряжение, ответить на самые разные вопросы студентов, преподавателей, сотрудников вузов, мы создали в министерстве ситуационный центр. В зависимости от потребностей, количества звонков, мы посмотрим, возможно, работа будет организована 24/7. Если потребуется дополнительное увеличение количества экспертов, которые будут задействованы, мы очень оперативно это сделаем. И я хотел бы особо отметить, что в министерстве создан оперативный штаб, внутри этого штаба - специальная группа, которая последовательно разбирает все вопросы, касающиеся организации образовательной деятельности в новых изменившихся условиях. Заседания этой рабочей группы с участием министра транслируются в интернете. Мы будем не просто рассказывать о принятых решениях, но и отвечать на вопросы от представителей вузов. В состав этой рабочей группы входят преимущественно представители университетов, крупных национальных платформ — «Яндекса» и Mail.Ru, представители министерства и других заинтересованных органов власти и организаций, которые помогают нам в этой ситуации организовать переход на дистанционное обучение. — Есть ли какое-то понимание срока, на который вводится дистанционное обучение? — Мы не знаем, как будет развиваться ситуация, поэтому готовимся к тому, что это может продолжаться достаточно долгий период. Важно в этих условиях — мы эту работу сейчас проводим — посмотреть, в каком состоянии находится информационная инфраструктура в вузах и максимально быстро оказать содействие; второе — в каком состоянии находятся электронные библиотечные системы; третье — где вузам необходима поддержка. Мы прекрасно понимаем, что возможности, заделы в этой ситуации у вузов разные. Для кого-то это оказалось достаточно легко, ректоры подписали приказы, и уже на второй день студенты были переведены. Сейчас, конечно же, идет апробация, потому что такого ни разу не было. В ежедневном режиме мы вырабатываем методические рекомендации для преподавателей, студентов, руководства вузов, чтобы как можно быстрее наладить полноценную работу. Опубликована информация о первых онлайн-курсах. Пока их 633, но мы в ближайшее время ставим себе задачу удвоить количество этих онлайн-курсов, потому что все ведущие университеты России приняли решение открыть бесплатно для всех студентов российских вузов свои наработки, открыть курсы, которые были у них предназначены для внутреннего использования. — Как будут организованы практические занятия, стоящие в планах обучения? — Мы понимаем, что одного универсального ответа на этот вопрос нет. Каждый университет решает по-своему. Во-первых, университеты отличаются по профилю, специфике. Есть классические университеты, где преобладает гуманитарное образование и доля технических дисциплин не такая большая. Есть технические вузы или вузы естественно-научного и технического профиля. И понятно, что дистанционно организовать работу в лаборатории практически невозможно. В этом случае есть практики, есть государственная итоговая аттестация, промежуточная аттестация. Мы проанализировали опыт вузов и видим, что в зависимости от ситуации каждый вуз принимает взвешенное решение: кто-то переносит итоговую аттестацию на другой семестр, кто-то переводит аттестацию в онлайн. Что касается тех занятий, которые не могут быть проведены онлайн, просто принимается решение о переносе их на другой семестр. — Скажется ли переход на дистанционное обучение на зарплате и стипендиях? — Ни на стипендиях, ни на зарплатах. Мы ставим такую задачу, чтобы все социальные права сотрудников университетов, в первую очередь преподавателей, были защищены в полном объеме. Это не является причиной для изменения оплаты труда преподавателей. — Какие прорабатываются сценарии для вступительных экзаменов в вузы и весенней сессии? — Что касается вступительных испытаний в вузы, в большинстве сегодня поступление осуществляется на основе результатов Единого государственного экзамена. Результаты мы обычно получаем во второй половине июня. Мы сегодня начинаем прорабатывать разные сценарные варианты, но я бы не торопился сейчас и не стал бы пугать ни родителей, ни выпускников школ. Более того, хочу напомнить, что во многих вузах, там, где нет дополнительных вступительных испытаний, можно подать документы по почте либо онлайн. И в этом году за оставшиеся несколько месяцев мы с учетом экстренной ситуации доработаем эти сервисы, чтобы сделать процесс полностью бесконтактным, чтобы абитуриенты имели возможность подать документы, а дальше в интернете смотреть за рейтингами и принимать решение. Поскольку обычно абитуриенты подают документы в несколько вузов и выбирают лучший из них, пока конкурсная ситуация меняется, то можно вполне и через интернет принять соответствующее решение и поступить. Это как раз несложно. Говоря о весенней сессии, надо помнить, что речь идет о вузах, где две сессии (а у нас уже много вузов, где четыре сессии в год). В них сессия либо уже идет, либо должна вот-вот начаться. Приняты решения о переводе в онлайн или переносе на другой семестр. Такие полномочия у вузов есть. И принятые ими решения, как мне кажется, позволяют с одной стороны сохранить качество образования, с другой - соответствуют той ситуации, в которой мы все оказались. — Как будет решаться вопрос с иностранными студентами и программами обмена? — Что касается входящей и исходящей мобильности, мы еще в конце января рекомендовали вузам ее ограничить, не отправлять без надобности студентов и преподавателей в командировки, и по возможности ограничить массовые мероприятия и приезд гостей из-за рубежа. Этот запрет большинством соблюдается и не вызывает вопросов. Что касается иностранных студентов, в контексте того, что мы обсуждаем, они ничем не отличаются от студентов-граждан Российской Федерации. Они так же включены в группы, зачастую это группы смешанные, у нас же нет такого, что иностранцы учатся отдельно и по отдельным программам. И в этом смысле они точно так же переводятся на обучение с помощью дистанционных образовательных технологий. — Представители вузов, получив предписание о переходе на дистанционное обучение, разделились на две группы. Первая, пока более масштабная, — те, кто до конца не понимает, что делать, какую платформу для онлайн-образования использовать. Вторая — небольшая, но устойчивая группа, которые представляют, что делать, и хотели бы первой группе помочь, но не знают до конца, как до них достучаться. Будет ли эта работа по обменулучшими практиками выстроена централизованно? — Еще раз обращаю внимание, что в министерстве работает ситуационный центр, есть прямая линия (+7(495)198-00-00). Студенты, преподаватели, сотрудники любого вуза могут позвонить и получить соответствующий ответ, если возникает критическая ситуация: не организован учебный процесс или нет соответствующей платформы. Хотя в соответствии с государственными образовательными стандартами в каждом вузе должна быть создана электронная информационно-образовательная среда, которая в том числе должна позволять организовать обучение опосредованно, в дистанционном формате с помощью цифровых технологий. Мы оказываем методическую помощь через ситуационный центр. Ежедневно работает целая группа экспертов ведущих вузов, которая разрабатывает рекомендации. Мы размещаем их в средствах массовой информации, на сайте, доводим по всем возможным каналам до вузов — какие действия необходимо предпринять, чтобы либо полностью перейти на дистанционное образование, либо в зависимости от эпидемиологической ситуации принять решение выборочно по отношению к определенным категориям студентов, курсам, специальностям или направлениям. Думаю, в ближайшее время естественные для данной ситуации сложности будут устранены и мы более-менее в спокойном режиме начнем анализировать, что происходит в наших вузах. Количество тех, кто чувствует себя уверенней, с каждым днем увеличивается. — По сути сейчас происходит незапланированный эксперимент по переходу на онлайн-обучение. Не могут ли нормативы, связанные с онлайн-обучением, когда ситуация с коронавирусом закончится, измениться, чтобы иностранные граждане, те же китайцы, могли большую часть времени дистанционно проходить обучение, а на выходе получать диплом российского образца? Этим можно цифры по нацпроекту «Образование» повысить. — У нас задача не просто показать цифры, мы ставим себе задачу сущностно провести определенного рода изменения. Та ситуация, в которой мы оказались, конечно, стресс-тест для всей системы высшего образования и для каждого отдельно взятого вуза. Сказать, что мы не готовы, в целом нельзя, так же, как нельзя сказать, что готовность стопроцентная. Я бы не преувеличивал значение онлайн-курсов, потому что речь идет о более масштабном явлении. Наша задача — организовать полноценную реализацию образовательных программ с помощью новых цифровых технологий. И онлайн-курсы, если посмотреть, это 10% от того, о чем мы с вами говорим, потому что у преподавателей возникает огромное количество возможностей. С одной стороны, это вызов, с другой — возможность организовать обучение с помощью современных технологий, которыми мы, кстати, за рамками образования ежедневно пользуемся с удовольствием и даже не замечая этого. Естественно, главная сложность на сегодня — это отсутствие представления о том, как можно перейти в новый формат, какие технологии можно использовать. Но мы видим, что последовательно, разбираясь, анализируя ситуацию, вырабатывая рекомендации, лучшие вузы делятся с теми, у кого нет такой практики. В ближайшее время мы подготовим рекомендации, как можно своими силами быстро и даже при отсутствии онлайн-курсов организовать обучение. Есть интернет, есть огромное количество устройств, которые позволяют делать записи, и в обычной жизни мы этим пользуемся. Что нам мешает использовать это в образовании? Понятно, что это экстренная ситуация, и в дальнейшем мы это тиражировать не будем, потому что нужны определенные стандарты обучения в виде онлайн-курсов. Но я хочу сказать, что этот опыт, безусловно, каким бы он ни был, в дальнейшем будет использован. Сегодня это дает возможность посмотреть на работу вузов под совершенно другим углом, оценить готовность преподавателей и студентов, посмотреть еще с этой точки зрения на ситуацию.