В середине марта исполнилось 100 лет со дня Съезда российской коммунистической партии большевиков, который провозгласил переход от жесткой политики военного коммунизма к Новой экономической политике - НЭПу. Идеология, символизировавшая внедрение рыночных механизмов в советское хозяйство, смогла существенно улучшить экономическую ситуацию в стране, хотя и рассматривалась лидером СССР Владимиром Лениным как "временное отступление": "Эту политику мы проводим всерьез и надолго, но, конечно, как правильно уже замечено, не навсегда".
В эпоху НЭПа в большевистской России вновь начал расти частный бизнес, были разрешены иностранные концессии, а продразверстку-отъем у крестьян зерна (чаще всего под угрозой расстрела) заменили продналогом. Пойти на это руководство советской России заставила тяжелая экономическая ситуация.
А каким образом НЭП повлиял на общественную и культурную жизнь? Ответить на этот вопрос призвана выставка в квартире-музее семьи Ульяновых «100 лет спустя: новая экономическая политика».
Аутентичные интерьеры и символические инсталляции включают подлинные экспонаты - документы, денежные знаки, фотографии, плакаты, печатные издания. В программу выставки вошли лекции ведущих научных сотрудников Ленинского мемориала о причинах введения новой экономической политики, ее сущности и проявлениях во всех сферах общественной жизни.
Большевикам нужны были новые художественные формы воздействия на чувства, агитации за коммунистическое будущее. Возникли самые разные творческие группировки со своими платформами, манифестами, системой изобразительных средств. Ведущее место занимала Ассоциация художников революционной России. Долгом каждого мастера, считали ее члены, является «художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве». Произведения, овеянные революционной романтикой, создал в 1920-е гг. скульптор Иван Шадр с его знаменитой работой «Булыжник - орудие пролетариата».
Востребованным жанром стала сатира. Она обнажала противоречия времени, которое меняло, часто не в лучшую сторону, характеры людей и их души. В историю мирового кино вошли фильмы Эйзенштейна «Броненосец «Потёмкин», «Октябрь», с которых началось освоение революционной темы в этом виде искусства. Архитекторы создавали гигантские планы строительства городов будущего, в основе которых лежали идеи конструктивизма. В 1919 году Татлин спроектировал «Башню III Интернационала», заложив основы современного индустриального дизайна.
«Мы постарались отразить важные события и процессы, которые происходили в нашей стране в этот яркий период, - отмечает заведующая экспозиционным отделом и автор выставки Елена Горбунова, - У наших гостей есть уникальная возможность услышать речь Ленина, посвященную введению новой экономической политики».Формат открытых вопросов позволит посетителям составить собственное представление об этом периоде, обсудить результаты НЭПа и причины свертывания политики во второй половине двадцатых.