Министр обратил внимание губернаторов на необходимость проработки содержательной части каждого отдельного проекта и отметил, что регионам важно определить, какие программы и исследования будут реализовываться на площадках новых кампусов в связке с индустриальными партнерами.
"Кампус - это не просто строительство, а прежде всего особая среда для обучения, занятий исследовательской и инновационной деятельностью, полноценного творческого и духовно-нравственного развития студентов. Чтобы такая среда появилась, надо проделать большую работу - объединить на одной площадке представителей вузов, региональных органов власти и бизнеса, то есть потенциальных работодателей - партнеров этих университетов. Только сообща можно определить новые эффекты, необходимость открытия образовательных программ", - отметил Валерий Фальков.
Министр обсудил с губернаторами текущие статусы определения земельных участков и передачи их в собственность регионов, подписания концессионных соглашений, разработки проектной документации и определения целевого назначения объектов кампусов.
Фальков добавил, что будет проводить расширенные заседания рабочей группы не реже раза в квартал для координации строительства новых университетских кампусов. Первая стратегическая сессия успешно прошла в Челябинской области в феврале. Данный формат позволяет детально проработать вопросы приоритетных тематических направлений каждого отдельного кампуса, сформировать программы в рамках этих направлений и определить продуктивные линейки их развития.
Стратегические сессии пройдут во всех регионах - участниках строительства кампусов до конца года. Всего в рамках национального проекта "Наука и университеты" из федерального бюджета до 2030 года планируется выделить более 174 млрд рублей на реализацию 17 проектов кампусов мирового уровня в России. Это новые комфортные условия для проживания более 60 тысяч студентов, а также новые пространства для обучения и досуга.
На заседании Союза машиностроителей России и Ассоциации "Лига содействия оборонным предприятиям" обсудили подготовку инженерных кадров для машиностроительной отрасли и предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Заседание провел председатель Союза машиностроителей России Сергей Чемезов. В мероприятии приняли участие представители органов власти, предприятий и руководители региональных отделений Союза машиностроителей России.
Участники отметили, что работа по совершенствованию системы высшего образования ведется в соответствии с потребностями рынка труда, социально-экономическими запросами и геополитическими условиями. Важные задачи по обновлению образовательных процессов и их адаптации к текущим реалиям диктуют необходимость трансформации действующего перечня специальностей и направлений подготовки. Очевидно, что экономика достаточно серьезно изменилась и назрели соответствующие коррективы. От Союза машиностроителей и Госкорпорации "Ростех" поступает большое количество предложений по формированию этого перечня с учетом потребностей рынка.
Участникам заседания предложено присоединиться к работе по адаптации перечня специальностей и направлений подготовки.
Кроме того, было отмечено, что при формировании сроков получения базового высшего образования необходимо принимать во внимание потребности работодателей. Например, по данным представителей IT-сферы для приобретения профессии достаточно четырехлетнего обучения, тогда как ряд инженерно-технических и естественно-научных отраслей требуют более длительной подготовки - пять-шесть лет. При этом диплом о высшем образовании должен давать работодателю четкое представление, какую отраслевую квалификацию имеет выпускник. В новой системе все, кто получает базовое высшее образование, смогут поступать на бюджет в магистратуру, аспирантуру, ординатуру, ассистентуру-стажировку.
Минобрнауки совместно с Минпросвещения России создает на базе общеобразовательных школ инженерные классы. В прошедшем году в 23 субъектах открылось 126 специализированных инженерных классов по профилям авиа- и судостроения.
Союз машиностроителей в свою очередь проводит многопрофильную инженерную олимпиаду "Звезда", это эффективная площадка для выявления талантливых школьников, их ранней профессиональной ориентации, развития интереса к техническим специальностям.
Минобрнауки России развивает научно-техническое и инновационное сотрудничество с Республикой Беларусь. Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков и председатель Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Сергей Шлычков подписали Межправительственное соглашение о научно-техническом и инновационном сотрудничестве. Подписание состоялось на заседании Совета министров Союзного государства.
Согласно документу страны будут содействовать развитию и укреплению научно-технического и инновационного сотрудничества, создавая необходимые организационные, правовые и финансово-экономические условия для совместных исследований и разработок.