Концерт пройдет 2 апреля, дирижировать УГАСО в этот вечер будет Эдуард Дядюра. Вместе с оркестром выступит заслуженный артист России, пианист Александр Гиндин. Событие станет частью программы Министерства культуры Российской Федерации "Всероссийские филармонические сезоны" и закроет фестиваль "Мир, эпоха, имена".
Александр Гиндин - известный российский пианист, заслуженный артист России. Выпускник Московской государственной консерватории им. Чайковского побеждал на престижных музыкальных конкурсах, в том числе имени Чайковского, королевы Елизаветы, конкурсе пианистов в Кливленде. Музыкант сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными оркестрами и дирижерами, выступает с камерными программами, партнерами пианиста по сцене являются Николай Петров, Владимир Спиваков, Алексей Уткин, Борис Березовский и другие именитые музыканты.
Основным произведением программы станет Вторая симфония Сергея Рахманинова, написанная в 1906-1907 годах в Дрездене, где музыкант с семьей укрывался от событий первой русской революции. Произведение посвящено одному из учителей молодого композитора Сергею Танееву.
Рахманинов возлагал большие надежды на свою Первую симфонию, созданную в 1895 году, и ее провал на премьере стал причиной длительного творческого кризиса. Автор был раздавлен и впал в депрессию, которую смог победить лишь через три года с помощью лечения гипнозом. Он думал переделать или уничтожить Первую симфонию, но не сделал ни того, ни другого. После эмиграции Рахманинова она считалась утерянной, но в 1944 году нашлись оркестровые голоса, по которым восстановили партитуру.
В одном из писем Рахманинов сообщал: "После этой симфонии не сочинял ничего около трех лет. Был подобен человеку, которого хватил удар и у которого на долгое время отнялись голова и руки... Симфонию не покажу и в завещании наложу запрет на смотрины...".
После успеха Второго фортепианного концерта к Рахманинову начала возвращаться вера в себя, и в 1906 году, в последний сезон работы в Большом театре, он задумал Вторую симфонию. Работу над ней композитор вел втайне, однако зимой 1907 года он прочел в немецкой газете новость о завершении его Второй симфонии. На самом деле она еще не была переписана начисто, но к Рахманинову было приковано всеобщее внимание - на этот раз новой симфонии от него ждали.
Ждали еще и потому, что в начале века многие композиторы отошли от крупных жанров, предпочитая миниатюры, значительные события в симфонический жизни были редкими - например, Третья симфония Скрябина или Восьмая симфония Глазунова. На Рахманинова смотрели как на наследника Чайковского и крупнейшую фигуру новой русской симфонической школы.
Премьера Второй симфонии состоялась 8 февраля 1908 года в Петербурге. На этот раз автор никому не доверил симфонию и дирижировал сам. Концерт прошел с успехом. Теперь о Рахманинове писали, что "это - артист с удивительной нежностью концепций, благородством вкуса, с утонченным воображением... с предрасположенностью к элегическому строю. Симфония сильна и как цельное произведение, и роскошна богатством деталей".
Вторая симфония была отмечена Премией Глинки и быстро вышла на международную сцену, в 1911 году добравшись до США. Единственным крупным недостатком произведения считали ее длину, и с самого начала возникла традиция делать в ней сокращения. Существовал список купюр, санкционированных самим Рахманиновым, но по факту дирижеры сокращали ее на свой вкус: кто-то хирургические вырезал небольшие фрагменты, кто-то выбрасывал здоровые куски, сокращая симфонию до 35 минут. Лишь спустя многие годы после смерти Рахманинова традицией стало исполнение полной партитуры. В России одним из первых это сделал Евгений Светланов.
В 2014 году единственный сохранившийся авторский экземпляр партитуры Второй симфонии был продан на торгах Sotheby's в Лондоне за 1 миллион 202 тысячи 500 фунтов стерлингов.
Помимо Второй симфонии прозвучит Третий фортепианный концерт, который по праву можно назвать наиболее известным и часто исполняемым сочинением Сергея Васильевича. Композитор работал над этим сочинением в 1909 году в семейной усадьбе в Ивановке Тамбовской губернии. Первой новое сочинение молодого композитора услышала публика в Нью-Йорке - Рахманинов отправился в концертное турне по США сразу по окончании работы над произведением и во время плавания через Атлантический океан репетировал его на специально заготовленной картонной клавиатуре.
В России произведение впервые прозвучало в апреле 1910 года. Этот концерт открывает слушателям особенную рахманиновскую лирику - сдержанную и суровую.