Кирилл Михайлович оказался в Ульяновске по личным целям – его дочь участвовала во всероссийской олимпиаде школьников по французскому языку, проходившей в нашем городе. Эксперт сам выступил с предложением пообщаться со студентами УлГУ, памятуя о дружбе его родного МГУ с классическим университетом в Ульяновске.
Темой лекции Никитина для студентов Института экономики и бизнеса УлГУ стала налоговая политика современной России. Для будущих экономистов экскурс в тонкости налогообложения от столь авторитетного аналитика – весомый вклад в их компетенции. Кирилл Михайлович более двадцати лет работает в сфере аудита и консалтинга, создал и возглавляет российскую практику PwC по повышению эффективности корпоративных налоговых служб, аутсорсингу учета и отчетности. Он – член экспертного совета "Деловой России", эксперт канала РБК, директор Центра налоговой политики экономического факультета МГУ, публикуется на "Meduza" и в "Forbes".
По признанию ученого, в последнее время лекции он читает нечасто, больше специализируется на научных исследованиях. Но Никитин говорит, что общаться со студентами ему не менее интересно, чем с коллегами, – вопросы молодых людей нередко позволяют по-новому взглянуть на привычные понятия финансовой политики.
– С формальной точки зрения налоговая система России не слишком отличается от других, поскольку в 1990 году она была скопирована у стран Организации экономического сотрудничества и развития,– оценивает эксперт особенности отечественного налогообложения.– Постепенно она насыщалась все более сложными инструментами, к тому времени прекрасно известными в Западной Европе и США. Однако есть и различия, самые существенные из которых – крайне высокий уровень централизации и зависимости от косвенных налогов и налогов организаций и, наоборот, крайне малая зависимость от налогов физических лиц и от прямых налогов. Надо понимать следующее – большая часть налоговых систем проходила долгую, многовековую эволюцию и развивалась параллельно с парламентскими демократиями. Английский парламент, например, в свое время был создан как клуб кредиторов королевской семьи, которые в определенный момент пожелали, чтобы их голоса были услышаны. Постепенно развивалось избирательное право, вместе с ним эволюционировала и система налогообложения. Мы весь этот момент пропустили – копировали налоговую систему без заимствования политической функции. У нас эти две вещи не увязаны, и это плохо и для налоговой системы, и для политики. Не будучи отягощенными представлениями о том, что за любые свои требования нужно платить, люди уплывают в некую левую риторику. Им хочется побольше бесплатного от государства, но при этом они не понимают, что это "бесплатное" обеспечивается налогами с населения. А это понимание формируется самой практикой налогообложения.