Новая структура создана на базе Института медицины, экологии и физической культуры УлГУ, открытие центра стало частью мероприятий программы развития университета как опорного вуза.
Основная задача центра – методическое обеспечение подготовки специалистов, владеющих реабилитационными технологиями. На медицинском факультете уже ведется апробация соответствующего модернизированного образовательного модуля.
– В идеале реабилитация пациента должна осуществляться при участии специалистов медицинского и немедицинского профиля, объединенных в междисциплинарные бригады, – отмечает профессор УлГУ, доктор медицинских наук Виктор Машин. – И сегодня выпускник медицинского вуза, попадая на работу в реабилитационные учреждения, вынужден тратить время и силы на то, чтобы научиться взаимодействовать со специалистами других областей – психологами, специалистами по лечебной физкультуре, задействованных в обеспечении восстановительного процесса пациентов. Ульяновский государственный университет – не узкопрофильный, а классический вуз, где готовят кадры по различным направлениям. Поэтому у нас есть все возможности заранее подготовить выпускника к работе, требующей междисциплинарного подхода, и выстроить систему занятий соответствующим образом.
Для решения этой задачи в многофункциональном центре реабилитации разработали курс сквозного модульного обучения: в рабочую программу каждой учебной дисциплины – анатомии, физиологии и других – включены вопросы, касающиеся реабилитации. К умению работать в команде, учитывать интересы других профессионалов, с которыми предстоит трудиться бок о бок, а также пациента и его близких, будущих эскулапов готовят дисциплины психологического блока. К четвертому курсу студенты медицинского факультета способны ставить реабилитационный диагноз по международной классификации функционирования.
На младших курсах междисциплинарные занятия проходят в формате круглых столов, дискуссий, мозговых штурмов. Для старшекурсников разработаны методики интерактивных игр, ситуационных задач с применением биопсихосоциального подхода. Директор центра Юлия Павлова сетует – постигая теорию медицины и различные недуги, выпускники медицинских вузов не всегда видят за клиническим случаем человека с его психологическими и социальными характеристиками. Поэтому на занятиях студенты разыгрывают роли пациентов, их родственников, врачей различных специальностей, психологов, тренеров по адаптивной физкультуре. Каждый "специалист" на основании данных, полученных в ходе такой игры, должен поставить клинический диагноз и назначить лечение. Следующий этап – договориться с членами команды и резюмировать совместный клинический диагноз. При этом помимо общей командной цели каждый участник междисциплинарной бригады получает собственную задачу, о которой знает только он. С учетом личных интересов договориться становится труднее, но зато ситуация максимально приближена к реальной жизни. В процессе игры будущий медик имеет возможность попробовать себя в различных ролях, понять, как действия врачей воспринимаются с позиции больного. И избежать ошибок в будущем.