Оказавшись в новых для системы высшей школы условиях, в УлГУ оперативно перешли на дистанционный режим практически во всех сферах деятельности, и в первую очередь – в образовательной деятельности. К счастью, техническая оснащенность вуза и опыт активного использования информтехнологий в управленческих процессах позволяют освоить новый формат максимально безболезненно.
В первые дни перехода в онлайн-режим специалисты УлГУ прослушали обучающие тренинги и вебинары по проблемам организации дистанционного обучения от представителей Министерства науки и высшего образования РФ и ведущих вузов страны. В этом плане оказалось эффективным давнее сотрудничество УлГУ с Высшей школой экономики. Слушателями серии вебинаров ВШЭ стали члены университетской администрации, директора институтов и деканы факультетов, представители педагогического сообщества. Модератором выступила старший директор по стратегическому развитию Высшей школы экономики Ирина Карелина, хорошо знакомая специалистам УлГУ как куратор опорных университетов. ВШЭ много лет использует технологии дистанционного обучения, и опыт коллег из Москвы, безусловно, стал весомым подспорьем для ульяновцев.
Преподаватели УлГУ давно и успешно занимаются разработкой электронных учебников и онлайн-курсов. Данные ресурсы доступны всем желающим, их активно используют коллеги из других университетов, ссузов и школ. Для школьных педагогов и обучающихся разработаны курсы по подготовке к ЕГЭ. Старшеклассники могут прослушать интернет-лекции ведущих преподавателей университета, пройти в режиме «онлайн» образовательные курсы в молодежных академиях и школах юных исследователей Университария, принять участие в олимпиадах и конкурсах.
В конце марта в лаборатории виртуальной реальности и анимации медиацентра УлГУ началась работа по подготовке образовательных проектов с использованием VR-технологий. Студенты под руководством заведующего кафедрой журналистики, филологии, документоведения и библиотековедения Олега Самарцева и преподавателей кафедры готовят серию анимационных роликов о правилах защиты от коронавируса и специфике дистанционного обучения. Моделируются трехмерные персонажи и объекты для запуска виртуальной телевизионной студии, в которой студенты смогут в VR научиться производству телепрограмм. В планах - создание виртуального гида по университетскому кампусу в мультимедийном формате. Проект рассчитан на несколько лет и позволяет за счет использования облачной технологии выстраивать сотрудничество и обучение команды «на удаленке».
Университетских специалистов разного профиля объединила разработка виртуального симулятора для обучения студентов поликлинической работе. Он позволит будущим врачам отработать действия во время приема пациентов, диалоги с больным и работу со средним медперсоналом. В симуляторе предусмотрено создание трех так называемых «аватаров» - врача, медсестры и пациента. В «теле» каждого из них может поработать студент медфака, обучающийся на врача, учащийся медколледжа УлГУ, получающий среднее медобразование, или преподаватель.
Виртуальный процесс будет привязан к реальным условиям областной студенческой поликлиники, сейчас разрабатывается ее цифровая модель. К созданию симулятора помимо медиков привлечены студенты специальностей, связанных с информационными технологиями и дизайном.
Проект виртуальной клиники позволит включить обучающихся в распределенную проектную деятельность, которая характерна для сегодняшнего времени, - когда специалисты разного профиля, находясь в разных локациях, создают общий продукт. Очевидно, что подобная разработка приобретает особую ценность в условиях перехода на дистанционный формат обучения. Кроме того, считают в вузе, игровой сценарий лучше любых «серьезных» заданий позволит подготовить студентов к вхождению в профессию.
В виртуальную реальность «перенесена» деятельность научной библиотеки университета, в zoom-формате проходят традиционные совещания – заседания ректората, ученого совета, а также дирекции программы развития. 14 апреля в УлГУ пройдет первый виртуальный День открытых дверей – в интернет-пространство абитуриентов приглашает факультет культуры и искусства.