Новое пространство откроется в мае следующего года благодаря победе проекта в конкурсе Фонда президентских грантов. В экспозицию войдут более двадцати особо ценных элементов деревянного оконного зодчества Ульяновской области XVIII-XX веков, не включенных в перечень объектов культурного наследия.
Для создания музея команда проекта совместно с волонтерами совершит ряд экспедиций по всем уголкам Ульяновской области с целью выявления особо ценных произведений данного архитектурного жанра. Осенью их демонтируют и отправят на реставрационные работы мастерам художественной резьбы из Ульяновска, Кузоватово, Акшуата.
Создавать экспозицию будущего музея будут ульяновские краеведы, архивисты и сотрудники музеев. Это позволит отобрать наличники, которые представляют ценность сразу по нескольким критериям. Кроме того, будет создан иллюстрированный каталог и интерактивная карта уникальных элементов деревянного оконного зодчества Ульяновской области.
Наличники можно считать устоявшимся символом России. Тем более странным кажется тот факт, что до сих пор наличники не включены в число народных промыслов и не входят в список культурного наследия. Они существуют, их все видели, но в то же время для них нет отдельной темы в научной литературе по истории архитектуры или деревянного зодчества, нет систематизации, научного изучения и обобщения, понятие "наличник"отсутствует в большинстве словарей архитектурных терминов.
Тем не менее, попытки изучения наличников предпринимались еще во второй половине XIX века: владимирский крестьянин, издатель, археолог-любитель, краевед Иван Голышев в своей типографии и на свои средства выпустил несколько ценных изданий с рисунками, снимками, видами, в том числе "Альбом русских древностей Владимирской губернии", "Памятники старинной русской резьбы по дереву"и другие.
На волне поднявшегося интереса ко всему русскому выходивший в 1873-1880 гг. журнал "Мотивы русской архитектуры"публиковал проекты домов и хозяйственных построек, украшенных деревянной резьбой, но без выделения наличников как особого объекта. Выдающийся отечественный архитектор, реставратор и исследователь Владимир Суслов, подготовивший сборник "Исторический обзор древнего деревянного дела на Руси"с описанием образцов деревянного зодчества, не обошел своим вниманием и наличники, но тоже лишь в общем контексте.
В XX веке про изучение наличников забыли, и только в начале века нынешнего исследователь Иван Хафизов предпринял попытку создать виртуальный музей наличников, путешествуя по просторам страны и фотографируя объекты деревянного зодчества, занимаясь их изучением и систематизацией. У него появились последователи. В России энтузиастами создано несколько реальных и виртуальных музеев, некоторые не только собирают и изучают старинные образцы, но и пытаются воссоздать их, обучая резчиков.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что наличники появились в Нижегородской губернии. Сама домовая резьба пошла от мастеров-корабелов, которые с появлением металла при строительстве кораблей нашли себе новую нишу - украшение деревянных домов. Постепенно традиция украшения оконных наличников распространилась по всей России. Началом следует считать, видимо, XVII-XVIII века. В XVII веке на Руси окна в домах были совсем маленькими, так называемые "волоковые", которые закрывались задвижкой. В середине XVII века появился первый стекольный завод, однако он еще не производил листовое оконное стекло. Даже во дворце Алексея Михайловича использовалась слюда.
Первые образцы использования деревянной резьбы в храмах мы видим в церквях начиная с середины XVII века. Скорее всего мотивы деревянной резьбы пришли из Западной Европы через Белоруссию и Польшу. Одним из первых образцов строгановского барокко, отличавшегося богатым декором, стал храм Смоленской иконы Божией Матери, построенный в 1680-1697 гг. в Нижнем Новгороде на средства солеторговцев Строгановых. Здесь впервые встречается четырехчастная форма каменного наличника с карнизом, боковинами, подоконниками.
Первая особенность наличников в том, что это явление именно русское. Как пишет Иван Хафизов, территория распространения резных наличников совпадает с территорией распространения русского языка на момент расцвета искусства домовой резьбы - то есть на вторую половину XIX века.
Определенные стилистические различия в орнаментах можно проследить в различных регионах страны. Достаточно узнаваемы ярославские, ростовские, кимрские, костромские, брянские, тверские наличники. Но все же говорить о строгой территориальной классификации нельзя. Местные особенности складывались исходя из опыта мастера.
Наличники изготавливались в деревнях и малых городах вплоть до начала XXI века. Это тонкое искусство передавалось от мастера к мастеру, и по сей день редкий дом с резными наличниками оставит кого-то равнодушным.