Вечер в областном художественном музее открыл выставку книжной графики воспитанников областной детской школы искусств. В этой творческой атмосфере Александр Дашко поделился с нами своими размышлениями о поэзии.
– Когда ты понял, что твоя суть – в поэзии?
– Я начал писать стихи с двенадцати лет, но понимание поэзии как своей сути, как чего-то важного, осознание себя поэтом пришло ко мне в пятнадцать лет. Это было скорее даже чувство, а не мысль.
– На поэтическом вечере тебя представили как лауреата всероссийского фестиваля молодых поэтов "Мцыри". Расскажи, как ты добился этого.
– В 2010 году, когда мне было шестнадцать лет, я поехал на поволжский тур конкурса в Пензу, там занял первое место. А потом, когда мне уже исполнилось семнадцать, отправился в Москву на всероссийский фестиваль и там стал лауреатом. Но я не считаю, что это что-то основополагающее – литературные конкурсы все равно очень субъективны.
– Но они, по крайней мере, стимулируют?
– Меня стимулировали. Но сейчас уже, наверное, не простимулировали бы, сейчас нужно искать что-то другое.
– Говорят, что прозу пишут "основательно", тщательно все продумав, а стихи – всплесками, под влиянием вдохновения. Так ли это? И как это у тебя?
– Бывает по-разному. Иногда стихи приходят моментально, вспыхивают, как искра. А иногда приходит мысль, но она требует тщательного обдумывания и доработки. Но вообще, я согласен, что проза требует более кропотливой работы.
– У французского философа Жан-Поля Сартра есть статья "Что такое литература?". В ней он выражает свое мнение о том, что, грубо говоря, для поэтов важнее всего форма, а для прозаиков – содержание…
– Поэты меряют все чувствами, эмоциями. По-моему, настоящая поэзия приходит через страдания, боль, это отражение чего-то общечеловеческого через личное. Конечно, сравнивать поэтов и прозаиков бесполезно, потому что это совершенно разные стили мышления, разный склад души, и редко кто успешно совмещал в себе и то, и другое.
– А на каких поэтов ты ориентируешься, какие тебе более всего близки?
– С самого детства, когда я еще не умел читать сам, отец познакомил меня с творчеством Есенина, Блока, Гумилева. И долгое время я ориентировался на Сергея Есенина и Александра Блока. Потом в моей жизни появились Владимир Высоцкий, Борис Рыжий. А сейчас, пожалуй, три ориентира – Есенин, Блок, Рыжий. Но это именно ориентиры, а не кумиры.
– А кто-нибудь из твоих современников? Как ты думаешь, есть ли будущее у нынешней поэзии?
– Я его не вижу, пока она проникнута постмодернизмом. Вообще, я очень не люблю постмодернизм, хоть и понимаю, что мы живем в его эпоху. Но жить в эпоху – это еще не значит быть ее частью, поэтому я немного в стороне – наблюдателем. Пишут очень многие, создавая многочисленные странички в Интернете, но это не поэзия, это какая-то рефлексия или подражание. Может быть, это идет из того, что в Советском Союзе были в фаворе только поэты, приближенные к власти, а потом, в годы перестройки, все хлынуло потоком, в том числе с Запада. И неокрепшие умы молодежи завязли в этом и не могут найти какой-то свой путь. А что касается современной ульяновской поэзии, мне нравятся авторы старшего поколения – такие, как лауреат премии Благова Александр Лайков и автор-исполнитель эстрадных песен, композитор, поэт Александр Филатов.
– Как ты отвечаешь себе на вопрос "Зачем я пишу?", когда он настигает тебя и заставляет приостановиться?
– Мне кажется, такие вопросы приходят в какие-то моменты отчаяния и неуверенности. Писать, потому что не можешь не писать – вот как это обычно происходит. Ты видишь мир именно так, и тебе это не дает покоя. В своих стихах я не затрагиваю тему политики, потому что считаю, что политика очень мимолетна. Никогда не знаешь наверняка, что в ней правдиво, а что нет. У меня много строк о детстве, о любви, и через них проходит образ ребенка, смотрящего на мир. Я считаю, что поэт всегда должен оставаться в душе маленьким ребенком, чтобы сохранять в себе частичку чего-то искреннего.