Заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко проинформировал, что поручения в сфере науки и технологий реализованы полностью.
В послании 2020 года Владимир Путин обращал внимание на возможность выбора направления профильной подготовки: «Считаю, что нужно дать возможность студентам после второго курса выбирать новое направление или программу обучения, включая смежные профессии». По итогам этого поручения был разработан законопроект, обеспечивающий возможность выбора обучающимся образовательной траектории. Соответствующие поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» приняты Государственной Думой в первом чтении в марте.
Для решения кадрового вопроса в системе здравоохранения в прошлом году Президент поручил существенно изменить порядок приема в вузы по медицинским специальностям. В соответствии с предложениями Минобрнауки России квоты приема на целевое обучение по специальностям «Лечебное дело» и «Педиатрия» установлены в размере 70% и 75% соответственно, на программы ординатуры по дефицитным специальностям – до 100%.
«Исследования показывают, что ситуация с пандемией, сделала еще более востребованной профессию врачей – героев нашего времени. Понимая ее ценность и важность, выпускники городских и сельских школ стремятся поступить в медицинские вузы. Мы изменили порядок приема в вузы по медицинским специальностям: целевой прием на «Лечебное дело» вырос до 70%, «Педиатрию» – 75%. А квоты приема на целевое обучение по дефицитным специальностям ординатуры таким, как «Кардиология», «Рентгенология», «Пульмонология», доходят до 100%», – отметил Дмитрий Чернышенко.
Вопрос справедливой доступности бесплатного очного высшего образования и поддержки региональных вузов, обозначенный в послании 2020 года, не остался без внимания. Для сохранения доступности очного высшего образования (программ бакалавриата и специалитета) Министерство науки и высшего образования РФ увеличило общий объем контрольных цифр приема на 2021/2022 учебный год, при этом 75,6% мест по очной форме обучения отдано региональным вузам.
«В этом году общий объем бюджетных мест увеличен еще на 10%, что дополнительно дает возможность получить образование 33 тысячам россиян. Таким образом в этом году у нас более 422,5 тысяч студентов-бюджетников», – привел данные вице-премьер. Он подчеркнул перспективы дальнейшего увеличения числа бюджетных мест, учитывая особенности демографической ситуации.
На совещании был рассмотрен вопрос дефицита востребованных кадров. «Мы проанализировали эту проблему и более чем на 27 тысяч мест увеличили прием по конкретным специальностям именно в конкретных субъектах страны. Это врачи, педагоги, специалисты цифровой экономики, сельского хозяйства, транспорта», – пояснил Чернышенко.
Кроме того, в Минобрнауки РФ завершена работа по актуализации федеральных государственных стандартов высшего образования, в том числе с учетом приоритетов научно-технологического развития. Актуализировано более 500 стандартов по специальностям, в них учтены новые компетенции -информационные технологии, искусственный интеллект, высокотехнологичное здравоохранение, технологии здоровьесбережения.
В рамках федерального проекта «Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии» национального проекта «Наука и университеты» при участии 78 образовательных и 68 научных организаций, а также 172 организаций реального сектора экономики созданы и активно функционируют десять научно-образовательных центров мирового уровня. Программы их деятельности реализуются в 20 субъектах Российской Федерации, многие из них являются межрегиональными. Все НОЦ обладают высоким научно-исследовательским, кадровым потенциалом и развитой инфраструктурой. Новый формат центров доказывает свою эффективность. Уже сейчас доля затрат на исследования и разработки у первой пятерки НОЦ выросла от 9% (Кемеровская область) до 26% (Пермский край) к предыдущему году. Конкурсный отбор третьей очереди НОЦ запланирован на 2021 год.