Художник-микроминиатюрист из Омска Анатолий КОНЕНКО
представил в Ульяновске свои шедевры.
МИКРОАТЮРА с картины Огюста Ренуара "Девушка с веером" на крыле бабочки, подкованная блоха, книги размером 0,9х0,9 миллиметра, браслет для бабочки из золотых шариков диаметром 0,1 миллиметра, 17-миллимитровая берестяная туфелька – коллекция из двухсот микроскопических работ гостит в музейном комплексе Ленинского мемориала.
Автор открывал экспозицию лично и на вернисаже ответил на вопросы "Вестника".
– С чего началась ваша любовь к микроскопическому творчеству?
– У меня хорошая художественная образовательная база: учился на отделении архитектуры строительного техникума, закончил художественно-графический факультет педагогического института имени Максима Горького. Преподавал рисунок, живопись, макетирование, прикладное искусство. Микроминиатюрами занялся из любопытства в 1981 году – задался вопросом: "Можно ли сделать в миллиметровых размерах известные предметы искусства и архитектуры?". Вначале опробовал письмо на рисовых и маковых зернышках, человеческих волосах. Получилось.
– Чем дальше, тем сложнее?
– Абсолютно верно. Например, создал аквариум объемом десять миллилитров с водой, настоящими водорослями и рыбками. Рыбки – карликовой породы Danio Rerio. В этом году повезу его в Дубаи на сравнительную демонстрацию с самым большим аквариумом в мире. Есть мини- и микро-книги Пушкина, Евтушенко, Ахмадуллиной, Чуковского, Шекспира. Сделал библиотеку для насекомых с интерьером. Трехэтажный карточный домик, сложенный из покерной колоды, в 100 раз меньше обычной. Колода состоит из 55 карт, а сам домик построен без применения клея. Всего не перечислишь.
– Сколько времени уходит на изобретение шедевров?
– Все зависит от технологии. Я их сам придумываю, как и инструменты. Так первоначально блоху подковывал семь с половиной лет. Сейчас же это выполню за несколько дней. Автограф на рисинке поставлю минуты за три. Карточный домик собирал порядка трех недель.
– Вы выполняете точную микрокопию того или иного предмета, будь то Эйфелева башня или вязаная салфетка. Получается, вы владеете разными профессиями: художник, строитель, ученый, столяр и так далее…
– Прежде чем обратиться к определенной технологии, я изучаю литературу, встречаюсь со специалистами. Когда собрался сделать гравировку на искусственном хрусталике глаза, обратился за консультацией к глазному микрохирургу Святославу Фёдорову. Святослав Николаевич любезно согласился помочь.
– Вы много выставляетесь?
– Да, для популяризации микроискусства. Экспозиция, которую привез в Ульяновск, передвижная. Есть также три постоянные – в Омском музее изобразительного искусства имени Врубеля, в Московском музее "Русский левша", в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга.
– Какие планы на будущее?
– Сейчас тружусь над коллекцией под названием "Славянская мифология", серией, посвященной правлению династии Романовых в России. Кроме того, хочу издать книгу, в которой раскрою все секреты моих творений. Мне будет приятно, если кто-то воспользуется ими. Во всяком случае, одного человека удалось заинтересовать – это сын Станислав. Он помогает в создании микроатюр и организации выставочной деятельности.