– Евгений Михайлович, в связи с чем в 1997 году был создан Институт экономики и бизнеса? Какое значение для УлГУ имело это событие?
– В 1996 году при создании Ульяновского государственного университета в его состав вошел Ульяновский экономический институт Самарской государственной академии. В результате в университете оказались две образовательные структуры, занимающиеся подготовкой кадров в области экономики и управления – экономический факультет бывшего филиала Московского государственного университета и вышеназванный институт. Поэтому напрашивалось решение об объединении этих структур, и такое решение в январе 1997 года принял ректор УлГУ Юрий Вячеславович Полянсков.
Нужно отметить, что эти структуры не только были "детьми разных родителей", но и культивировали существенно отличающиеся подходы к экономическому образованию – если на экономическом факультете филиала МГУ упор делался на фундаментальное экономическое образование, то экономический институт СГЭА много лет готовил студентов по вечерней и заочной формам обучения, как правило, имеющих практический опыт работы, и поэтому делал акцент на прикладную подготовку.
Объединение двух таких разноплановых коллективов позволило, по моему мнению, получить синергетический эффект, чрезвычайно полезный и для этих коллективов, и для университета в целом, и для региона.
– 20 лет на рынке образовательных услуг области – это серьезный и длительный период. Какие изменения произошли за это время в Институте экономики и бизнеса?
– Изменений много, я сформулирую, наверное, основное: если 20 лет назад преподавательский состав представлял конгломерат представителей двух структур (безусловно, профессионалов, безусловно, квалифицированных преподавателей, но коллективы были разделены различными традициями, различной корпоративной культурой), то теперь мы имеем единый коллектив, способный сообща решать весьма сложные профессиональные задачи.
– Какие достижения института вы считаете наиболее значимыми?
– Очень трудно в несколько фраз уложить результаты многолетней деятельности, но попробую: тысячи специалистов; десятки подготовленных в стенах института кандидатов наук; десятки учебников и учебных пособий, изданных в центральных издательствах; несколько тысяч государственных и муниципальных служащих, специалистов организаций различных отраслей, прошедших повышение квалификации и переподготовку по широкому спектру дополнительных образовательных программ, в том числе по программе MBA. Этот список можно продолжать.
– Как, по вашему мнению, изменились студенты за 20 лет?
– На этот вопрос трудно однозначно и объективно ответить, ведь я тоже за 20 лет немного изменился. Но не буду лукавить: я считаю, что средний уровень базовой подготовки студентов, приходящих на первый курс, стал существенно ниже. Поубавилось и желание учиться. Подчеркиваю: я говорю не про всех, а о "средней температуре по больнице". У такой ситуации есть причина. В 90-е и начале 2000-х к нам поступали лучшие выпускники школ региона. Достаточно вспомнить нашу своеобразную "кузницу кадров" – экономический класс в средней школе №6, куда на конкурсной основе отбирали школьников из всех районов города. Лекции читали наши ведущие преподаватели – профессора Сергей Геннадьевич Капканщиков, Ирина Павловна Гурова, многие другие. Выпускники этого класса, поступая к нам в институт, уже обладали знаниями экономической теории на уровне хороших студентов I-II курса. Но постепенно этот поток талантливых абитуриентов поменял курс на крупные города, и наши спецклассы стали кузницей кадров уже для столичных вузов.
– О чем вы сожалеете? Есть мысли, что чего-то не удалось сделать за годы работы в должности директора ИЭиБ?
– Сожалею о том, что переехали в столичные центры многие наши преподаватели, в первую очередь профессора – Владимир Тигранович Чая, Сергей Геннадьевич Светуньков, ныне покойный Иосиф Яковлевич Кац, Вадим Васильевич Хоменко, Ирина Павловна Гурова, Зайтуна Латиповна Гарипова. Значит, не смог создать для них достаточно привлекательные условия труда, хотя причины переезда у всех были свои.
Не смог сохранить единственный в регионе диссертационный совет в сфере экономики – он, как и многие другие советы, погиб в жерновах ваковской реформы…
– Каким на ваш взгляд, должен быть идеальный преподаватель?
– Порядочный интеллигентный человек с солидным базовым образованием и хорошими мозгами. Все остальное, как говорится, дело наживное.
– Сегодня все вузы борются за абитуриентов. Какие новые направления сотрудничества со школами вы считаете важным развивать?
– Мне представляются важными сегодня два направления. Первое – это помощь потенциальным абитуриентам в успешной сдаче ЕГЭ. Если говорить о наших абитуриентах, то мы такую работу уже начали – специалисты института на безвозмездной основе проводят занятия для школьников по экономическим проблемам в обществознании и экономическим задачам ЕГЭ по профильной математике. Второе направление – это организация системы экономического образования школьников в сельских муниципальных образованиях. Достаточно сложная задача, но мы ее попытаемся решить.
– Всего пара месяцев осталась до очередного выпуска. Какие наставления вы бы дали студентам института, прощающимся с альма-матер в этом году?
– Если речь идет о бакалаврах, то нужно серьезно подумать о дальнейшем обучении в магистратуре. Сейчас многим это кажется не нужным, но через несколько лет может возникнуть серьезное противоречие между собственными амбициями и возможностью занять ту или иную серьезную должность. Тем более что многие утверждаемые в настоящее время профессиональные стандарты для должностей высших уровней предусматривают обязательность образования на уровне магистра.
Кроме того, нужно быть готовыми к тому, что придется менять, возможно, несколько раз сферу деятельности, а следовательно, приобретать новые компетенции.
– Какие цели и задачи вы считаете приоритетными для ИЭиБ на ближайшие пять-десять лет?
– Давайте лучше о текущих задачах. Институт переживает, пожалуй, самое сложное время в своей истории. Причин тому много. Уменьшается число потенциальных абитуриентов, что является следствием продолжающегося демографического спада, оттока абитуриентов в столичные вузы, государственной профориентационной политики. Одновременно ежегодно снижаются цифры бюджетного набора на экономические специальности и растет стоимость обучения. Третья причина для пессимизма связана с тем, что в условиях снижения количества обучаемых трудно сохранить численность профессорско-преподавательского состава, а тем более привлекать для работы молодые кадры. И наконец, все преподаватели ощутили, как с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты изменилась в худшую сторону структура учебной нагрузки.
В этой ситуации наши ближайшие задачи – сохранить контингент обучающихся в институте и квалифицированное креативное ядро профессорско-преподавательского состава, обеспечить приток на работу молодых ученых. Цели, возможно, не очень амбициозные, но злободневные.
– Что бы вы пожелали по случаю 20-летия института своим коллегам?
– Спокойно относиться к будущим инициативам реформаторов – будут и ФГОС 3++, и новое поколение стандартов. В этих условиях самое главное – берегите головы. И, наверное, нам очень близок девиз десантников: "Никто кроме нас".