Для чего нужен дистанционный формат обучения и как долго он продлится?
Сама идея дистанционного обучения не нова и давно используется ведущими российскими вузами. Из-за ситуации с коронавирусом эта технология теперь применяется в масштабах всей страны, так как позволяет обезопасить учащихся и преподавателей, предупредить распространение коронавирусной инфекции и одновременно обеспечить непрерывную реализацию образовательных программ.
Никто точно не может сказать, как будет развиваться ситуация с распространением COVID-19 дальше, поэтому вузы должны готовы к тому, что дистанционное обучение может продолжаться достаточно долгий период. Несмотря на то, что переход на дистанционные форматы – это экстренная мера, результатом такого стресс-теста станет качественное изменение высшего образования в России: от широкого внедрения онлайн-курсов до применения современных технологий в вузах по всей стране.
Нет технического оснащения для учебы онлайн, виснет интернет, как быть?
На базе министерства работает ситуационный центр, в который каждый день поступает в среднем от 30 до 50 обращений, в том числе по вопросам обеспечения бесперебойной связи и интернета. На основе этой информации Минобрнауки России совместно с ПАО «Ростелеком» и Минкомсвязью России оказывает адресную поддержку вузам. При этом вопросов, связанных с дефицитом коммуникационных мощностей, за все время поступило меньше 1%. Если вуз не может обеспечить достаточную для онлайн-обучения информационную инфраструктуру, можно обратиться по телефону горячей линии ситуационного центра +7 (495) 198-00-00. Ситуационный центр проведет оперативную работу по вашему запросу.
Что делать, если по учебной дисциплине нет подходящего онлайн-курса?
В случае если отсутствует подходящий онлайн-курс или принимается решение реализовать учебный предмет (дисциплину) без использования онлайн-курса, с учетом автономии образовательной организации и самостоятельности в осуществлении образовательной деятельности образовательных организаций в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» необходимо использовать альтернативные модели дистанционного обучения.
Например, лекции в формате вебинаров или предоставления доступа к ранее записанным преподавателям к лекциям; проведение семинарских занятий в форме дистанционного выполнения заданий преподавателя во время семинаров в соответствии с действующим в образовательной организации расписанием. Для коммуникации во время семинаров могут быть использованы любые доступные технологии, удобные преподавателю и обучающимся (в том числе чаты в мессенджерах).
Что делать, если наименования учебной дисциплины и онлайн-курса отличаются?
Наименование онлайн-курсов для принятия об использовании онлайн-курса для преподавания конкретной дисциплины не является определяющим. Решение об использовании онлайн-курса принимается на основе сопоставления рабочих программ учебных дисциплин и программ онлайн-курсов, сравнения их содержания и трудоемкости, так и на основе анализа результатов обучения или компетенций, которые получают обучающиеся.
Возможна ли реализация образовательной программы или части образовательной программы посредством онлайн-курсов других университетов?
Да, это возможно. В соответствии с пунктом 7 Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Минобрнауки России от 23 августа 2017 г. № 816, организации вправе осуществлять реализацию образовательных программ или их частей организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся независимо от их места нахождения и организации, в которой они осваивают образовательную программу, достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть интернет.
Можно ли выехать с территории образовательной организации и продолжать обучение на основе дистанционных образовательных технологий из дома?
Возможно, в случае если в образовательной организации осуществлен переход на обучение с применением дистанционных образовательных технологий и порядок такого обучения позволяет осваивать образовательную программу вне места нахождения образовательной организации.
При отсутствии возможности реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий образовательной организацией может быть рассмотрен вопрос об освоении образовательной программы о переводе на обучение по индивидуальному плану.
Реализация элементов программ, требующих специализированного лабораторного оборудования (в части выпускных курсов).
В случае если у образовательной организации отсутствует возможность заменить лабораторные работы виртуальными аналогами, вносятся изменения в учебный план и занятия переносятся на другой период.
Из-за распространения коронавирусной инфекции отменены заключительные этапы некоторых олимпиад школьников. Как в этой ситуации выпускники школ, участники несостоявшихся заключительных этапов, будут поступать в образовательные организации высшего образования? Планируется ли провести заключительные этапы олимпиад школьников и когда?
В настоящее время Минобрнауки России подготовлены изменения в Порядок проведения олимпиад школьников, предусматривающие в том числе корректировку срока проведения заключительных этапов олимпиад, публикации списков победителей и призеров олимпиад, внесения сведений о победителях и призерах олимпиад в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, которые в ближайшее время будут размещены на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети интернет.
Организаторам олимпиад школьников рекомендовано рассмотреть возможность переноса несостоявшихся заключительных этапов олимпиад, заблаговременно уведомив об этом участников, а также опубликовать в информационно-телекоммуникационной сети интернет на официальных сайтах олимпиад школьников информацию о подготовленных изменениях Порядка проведения олимпиад школьников.
Образовательная программа ранее реализовывалась без применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Имеет ли это значение при переходе на обучение с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения?
В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Применение дистанционных образовательных технологий, электронного обучения предусмотрено федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования. При этом в соответствии с законодательством форма обучения при использовании дистанционных образовательных технологий не изменяется.
Используемые в рамках организации образовательной деятельности образовательные технологии и методики организации образовательной деятельности, в том числе, предусматривающие опосредованное (на расстоянии) взаимодействие обучающихся и педагогических работников с применением информационно-телекоммуникационных сетей не влечет за собой изменение формы обучения и других характеристик получаемого образования (направления подготовки, специальности, профиля образовательной программы, сроков ее освоения).
Использование в сложившейся эпидемиологической ситуации дистанционных образовательных технологий и электронного обучения осуществляется в целях сокращения уровня эпидемиологической опасности в интересах сохранения здоровья студентов и преподавателей.
Что делать, если обучение по определенным дисциплинам не может быть осуществлено с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения (например, нужны практические компетенции – медицина, инженерное дело)?
Для студентов, которые не завершают в текущем году освоение образовательной программы, необходимо перенести такие дисциплины на следующий учебный год, а для студентов выпускных курсов – организовать освоение практических дисциплин в малых группах в разные смены с соблюдением мер безопасности в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора.
Такой перенос сопровождается внесением изменений в соответствующие учебные планы образовательных программ, при этом согласия обучающегося на такой перенос не требуется.
При переносе сроков должно быть соблюдено право студентов на каникулы, общая продолжительность которых определена пунктом 24 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 5 апреля 2017 г. № 301.
Как проводить промежуточную аттестацию студентов? Может ли образовательная организация перенести сроки сессии?
Промежуточная аттестация в форме, установленной учебным планом образовательной программы, и в порядке, определенным локальными нормативными актами образовательной организации (часть 1 статьи 58 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Содержание промежуточной аттестации, в том числе перечень вопросов, заданий определяется преподавателем (преподавателями) соответствующего учебного предмета, курса, дисциплины (модуля). Безусловно, при применении дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, предусматривающего работу студентов с онлайн-курсами, их содержание должно быть учтено при формировании содержания промежуточной аттестации.
Сама промежуточная аттестация может быть проведена с использованием дистанционных образовательных технологий.
При необходимости в учебный план могут быть включены новые формы проведения промежуточной аттестации, позволяющие оценить уровень освоения соответствующей части образовательной программы при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии преподавателя с обучающимися с применением информационно-телекоммуникационных сетей.
Сроки проведения промежуточной аттестации определяются учебным планом и календарным учебным графиком образовательной программы. Сроки проведения промежуточной аттестации (даты сессии) могут быть изменены и перенесены на более поздний срок. При этом они должны быть проведены до конца учебного года.
При изменении учебного плана и календарного учебного графика следует обеспечить соблюдение права студентов на каникулы, общая продолжительность которых определена пунктом 24 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 5 апреля 2017 г. № 301.
Каковы особенности организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения для образовательных программ, реализуемых в заочной форме?
Согласно пункту 3 Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816, организации, осуществляющие образовательную деятельность реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в различных формах обучения, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся.
Таким образом, использование дистанционных образовательных технологий возможно при обучении по образовательной программе в заочной форме, при этом промежуточная аттестация обучающихся также может быть проведена с использованием таких технологий.
Как будет происходить ликвидация академических задолженностей в условиях осуществления образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения?
В соответствии с частью 5 статьи 58 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности.
Таким образом, ликвидация академической задолженности может осуществляться по истечении обстоятельств, связанных с предупреждением распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации. В то же время, как и сама промежуточная аттестация, ликвидация академической задолженности может быть организована с применением дистанционных образовательных технологий в соответствии с локальным нормативным актом образовательной организации.
Как обеспечить реализацию дисциплины «Физическая культура» в условиях карантинных мероприятий?
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по направлениям подготовки и специальностям высшего образования дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном образовательной организацией.
С учетом сложившейся ситуации рекомендуется либо перенести занятия по дисциплине «Физическая культура» на следующий семестр, либо освоение теоретической части дисциплины проводить с применением дистанционных образовательных технологий.
Что делать, если преподаватель не готов к переходу на дистанционный режим?
В связи с распространением коронавирусной инфекции все более популярным в вузах становится цифровое волонтерство. Преодолеть трудности в связи с переходом в онлайн во многих вузах преподавателям помогают сами студенты или сотрудники, занимающиеся информационными технологиями. Поддержку преподавателям должно оказывать как руководство вуза, так и учащиеся. Тогда результаты не заставят себя ждать. Практика ряда вузов показывает, что многие проблемы и вопросы преподавателей, связанные с применением цифровых технологий в образовании, решаются после подробных и наглядных разъяснений принципов работы тех или иных программ.
Что делать, если обучение по некоторым дисциплинам не может проходить с применением дистанционных форматов? Для полноценного обучения необходимы лаборатории и практические занятия.
Для студентов, которые не завершают обучение в вузе в этом году, необходимо перенести такие дисциплины на следующий учебный год, а для студентов выпускных курсов – организовать освоение практических дисциплин в малых группах в разные смены с соблюдением мер безопасности в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора. Такой перенос дисциплин сопровождается внесением изменений в учебные планы, при этом согласия обучающегося на такой перенос не требуется. При переносе сроков должно быть соблюдено право студентов на каникулы.
Как ликвидировать задолженности в условиях дистанционного обучения?
В соответствии с частью 5 статьи 58 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» студенты, имеющие академическую задолженность, вправе пройти аттестацию по соответствующим предмету, курсу или модулю не более двух раз в пределах одного года с момента образования задолженности. Сроки пересдачи при этом устанавливает вуз. Таким образом, студент может закрыть задолженности после нормализации ситуации, связанной с распространением коронавирусной инфекции. В то же время, как и промежуточная аттестация, ликвидация академической задолженности может быть организована с применением дистанционных образовательных технологий в соответствии с локальным нормативным актом вуза.
Вправе ли студенты, обучающиеся по договорам оказания платных образовательных услуг, требовать внесения изменения в заключенные договоры и изменения их стоимости при переходе на применение дистанционных образовательных технологий?
Договор об оказании платных образовательных услуг (далее – договор) является основанием для возникновения образовательных отношений между студентом, обучающимся за счет средств физических и (или) юридических лиц, и образовательной организацией высшего образования. Договор заключается в письменной форме и предшествует зачислению студента в образовательную организацию (части 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», далее – Закон об образовании).
Согласно частям 2 и 3 статьи 54 Закона об образовании в договоре должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы, форма обучения, срок освоения образовательной программы, полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Применение электронного обучение, дистанционных образовательных технологий (далее – ДОТ) согласно статье 16 Закона об образовании являются способом организации образовательной деятельности, который согласно пункту 3 Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816, может применяться при различных формах обучения, предусмотренных Законом об образовании. Применение ДОТ предусматривается и федеральными государственными образовательными стандартами по направлениям подготовки и специальностям высшего образования, которые определяют совокупность обязательных требования к образованию.
Применение ДОТ при реализации образовательных программ не влечет за собой изменения основных характеристик получаемого обучающимся образования, в том числе вида, уровня и (или) направленности образовательной программы, формы обучения и срока освоения образовательной программы, то есть всех тех характеристик предмета договора, которые предусмотрены Законом об образовании.
Применяемые образовательные технологии и способы организации образовательной деятельности не отнесены к существенным условиям договора и пунктом 10 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706 (далее – Правила), в котором детализируются сведения, включаемые в договор.
Указание применяемых образовательных технологий и способов организации образовательной деятельности не предусмотрено и примерной формой договора об образовании на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. № 1267.
В тоже время исходя из принципа свободы договора и пункта 10 Правил в договор по соглашению сторон могут включаться другие необходимые сведения и условия, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг, в том числе и применяемые образовательные технологии.
Таким образом, по общему правилу, если иное не предусмотрено договором, применение ДОТ не влечет изменение существенных условий договора и не требует внесения в договор изменений (заключения дополнительного соглашения). Также отсутствуют основания для пересмотра (изменения) стоимости платных образовательных услуг, поскольку основные характеристики получаемого образования, предусмотренные договором, не изменяются при применении ДОТ.
Влечет ли применение дистанционных образовательных технологий изменение формы обучение или сроков реализации образовательных программ?
Согласно статье 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
Используемые в рамках организации образовательной деятельности образовательные технологии и методики организации образовательной деятельности, в том числе, предусматривающие опосредованное (на расстоянии) взаимодействие обучающихся и педагогических работников с применением информационно-телекоммуникационных сетей не влечет за собой изменение формы обучения.
Согласно пункту 3 Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816, организации, осуществляющие образовательную деятельность реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в различных формах обучения, предусмотренных Законом об образовании, или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся.
Как и когда будут осуществляться подготовительные курсы для нынешних абитуриентов в вузы?
При принятии образовательной организацией решения о реализации подготовительных курсов соответствующая информация о порядке и сроках проведения таких курсов размещается на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети интернет.
Также необходимо отметить, что приказом Минобрнауки России от 2 апреля 2020 г. № 545 предусмотрена возможность реализовывать все виды образовательных программ, включая программы дополнительного образования, к которым в том числе относятся подготовительные курсы, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Официальный сайт Министерства науки и высшего образования