Темой очерка стала выставка Владимира и Даниила Цодиковичей в музее А.А. Пластова. На ней были представлены работы из серий "Национальное достояние", "Миф и реальность" - образы выдающихся людей, сыгравших значительную роль в истории России.
"Представление этих образов в традициях житийной иконы XVII века позволило воссоздать линию жизни, деяния и вехи судьбы, атмосферу времени, - пишет Владимир Цодикович, кандидат искусствоведения, член Союза художников России. - Получившийся таким образом жанр "портретной иконы", а точнее - "житийного ростового портрета-иконы" нацелен на выявление значимости изображаемого и обязывает к более существенной передаче характера по сравнению с академическим портретом.
Открывает серию "Протопоп Аввакум" (2000-2007). У него бесстрастный, сильный лик небожителя, поднявшегося над земной суетой. А внизу в земляной яме на Мезени сидит жена с двумя его сыновьями. Среди сцен жития - избиение паствой в Лопатицах и Юрьевце, сожжение в срубе. Противостоят Аввакуму патриарх Никон, цари Алексей Михайлович и Пётр I.
В серию входит и триптих "Нам нужна Великая Россия", состоящий из картин "Павел Флоренский" (2007), "Иоанн Кронштадтский. Кронштадт - Россия - Великая судьба" (2016-2018), "Реформы П.А. Столыпина" (2018-2021). Их герои объединены, как современники, идеально представляющие сферы государственной деятельности, православного и научного служения России. Павел Флоренский - ученый-энциклопедист представлен заключенным в Соловецком лагере, где он продолжал заниматься наукой. Иоанн Кронштадтский - "всероссийский батюшка", проповедник и провидец изображен как бы слитым с героической ролью Кронштадта в истории России. В "Реформах П.А. Столыпина" стояла задача представить Петра Аркадьевича как реформатора, найти зрительный образ смысла реформ, а также показать личные качества: сильную волю, бесстрашие, донкихотство.
В картинах, входящих в серию "Миф и реальность", отражающих современные события, проступают различные соотношения древних мифов и сегодняшней реальности. В картине "Не рубите дерева" (2019) древний миф реализуется в современных событиях массовой вырубки лесов. Вирь-ава, богиня леса в мордовской мифологии, "защекочивает до смерти" губителя лесов… Парк "Дружбы народов СССР в Ульяновске после 1991 года" (2020) повествует о том, как то, что было реальностью в СССР, стало мифом в ряде республик СНГ. "Пандемия" (2022) рисует невероятный мифический страх перед заражением коронавирусом. Человек, спасающийся бегством от шумных сборищ, как волк в загоне из флажков, попал в окружение преследующих его рук… В картине "Мы, дети Галактики" (2022) - божественность, "галактичность" земной человеческой любви, образ которой соотносится со светом разгоревшейся звезды.
Таким образом, можно говорить, что миф чреват реальностью, а реальность - мифом. Само содержание потребовало поиска композиций и форм экспрессивных и даже гротескных. Насколько нам это удалось - судить зрителю".