Экспозиция "Посвящение Данте" объединила сто терракотовых панно, иллюстрирующих "Божественную комедию".
Великое произведение Данте Алигьери в свое время иллюстрировали Сандро Боттичелли, Гюстав Доре, Сальвадор Дали… Энцо Бабини, итальянский художник-керамист, встал в ряд с этими великими художниками. Пять лет он занимался созданием иллюстраций к "Божественной комедии". Причем на перевод рисунков в керамику у него ушло три года, остальные два – на изучение и понимание произведения Данте. Каждое из ста терракотовых панно, созданных Энцо Бабини, соответствует одной из ста песен "Божественной комедии". Автор поставил перед собой сложную задачу – изобразить на каждом из панно всех персонажей песни, и он с ней удачно справился.
"Учась у Данте, вслушиваясь в его слова, Энцо Бабини, в конце концов, и сам стал в какой-то мере "дантовским", и в формах его искусства мы видим доказательство и свидетельство его благодарности", – пишет о художнике Марко Велья (отделение итальянистики Болонского университета). Сложно с этим не согласиться, творения Энцо Бабини действительно очень близки по атмосфере "Божественной комедии" Данте. Формы изображения, выбранные художником, довольно точно передают образы, которые "рисует" в своем произведении Данте.
Но иллюстрации столь же сложны для восприятия. Человек не читавший "Божественную комедию", просто не поймет, что изобразил скульптор. Да и читавшему нужно будет долго и тщательно рассматривать иллюстрации, чтобы разгадать замысел автора. Как и в случае с самой "Божественной комедией", эти иллюстрации нужно "перечитывать", возвращаться к ним вновь и вновь, подмечая новые детали, обращаться к толкованиям изображений. Но у этих сложных для понимания иллюстраций есть большой плюс, то, о чем уже сказано выше, – атмосфера. Они действительно "дантовские". Кажется, что они были бы именно такими, если бы сам Данте взялся иллюстрировать свое произведение. Они напоминают ту самую "зримую речь" (visibile parlare) – рельефы и плиты, которые видели Вергилий и Данте в Чистилище.
Передавая эту выставку в дар России в 2011 году, Энцо Бабини сказал: "Я не только скульптор, я преподаю, учу студентов понимать прекрасное. Поэтому я хотел бы оставить эту коллекцию навсегда в России, считаю, что произведения искусства должны принадлежать людям. И чисто по-человечески я верю в дружбу между людьми. Я дарю эту коллекцию России, чтобы поддержать отношения между нашими странами".