По ним снимают фильмы, их читают серьезные взрослые люди, которых раньше сложно было заинтересовать рисованными историями. И никого уже не удивляет, когда книги комиксов ставят в один ряд с большой литературой.
В то время как в комиксах, как и в любом искусстве, есть множество разных жанров, самыми многотиражными и популярными все еще остаются истории про супергероев. Новичков они пугают своими масштабами и разнообразием – многие не знают, как подступиться к историям про Супермена или Человека-паука. Мы решили рассказать, как погрузиться в мир супергеройских комиксов и быстро в нем освоиться.
С чего начинать читать?
Мир супергеройских комиксов огромен: за почти восемьдесят лет, что они существуют, он наполнился тысячами персонажей, серий и сюжетов. Это пугает – кажется, чтобы начать их читать, нужно предварительно во всем разобраться и знать все имена и события. Это, конечно, не так: развлечение, над которым нужно ломать голову, как над квантовой физикой, не стало бы таким популярным. На самом деле подступиться к комиксам о супергероях очень просто: достаточно выбрать одну историю, лучше всего ограниченную единственной книгой, и прочитать ее, не думая о том, что вы упускаете что-то важное или не знаете необходимого про героя и его мир. Хорошая супергеройская история ценна как вещь в себе, отдельно от остальных комиксов. Вот несколько комиксов, которые хорошо подойдут новичку:
"Чудеса"/Marvels. История Вселенной Marvel с 1939 по 1974 год, увиденная глазами простого жителя Нью-Йорка фотографа Фила Шелдона. Хоть серия и была написана для поклонников комиксов, "Чудеса" одновременно является отличной точкой входа во вселенную Marvel: комикс дает возможность оценить ее масштабы и уловить суть.
"Алтимейт Люди Икс"/Ultimate X-Men. Люди Икс в параллельной основному миру Marvel алтимейт-вселенной, придуманной в начале 2000-х; Марк Миллар рассказывает историю известной команды заново, так, чтобы было понятно новым читателям. В какой-то момент серия довольно сильно испортилась, но первые 12 выпусков безупречны.
"Супермен: Все звезды"/All-Star Superman.Самый известный американский супергерой в переосмыслении сценариста Гранта Морриссона; цельная и красивая история, существующая отдельно от всего остального мира комиксов DC. Чтобы узнать о Супермене все необходимое, достаточно прочитать один этот комикс.
"Долгий Хэллоуин"/The Long Halloween. Классический комикс про Бэтмена, из которого про героя можно понять примерно все, что нужно: тут появляются и все его главные противники-суперзлодеи, и основные сюжетные мотивы (например, борьба Бэтмена с мафией), и есть простая, но захватывающая детективная история. У "Хэллоуина" есть и продолжение – комикс "Темная победа".
Чем отличаются разные форматы комиксов?
Самый распространенный формат комиксов – синглы, отдельные номера серий, размером обычно около 22 страниц. Сингл – примерно как один эпизод сериала; в рамках одной серии они выходят раз в месяц, по средам (важный день для поклонников комиксов). Чтение синглов – самый удобный способ следить за самыми новыми сериями; синглы выходят задолго до того, как комикс собирается в отдельную книгу (тем более, иногда этого вообще не происходит). Правда, иногда выхода отдельных номеров приходится ждать очень долго, и в длинных сериях можно легко забыть, что же происходило раньше. Серии комиксов тоже делятся на разные типы: есть онгоинги – ежемесячные серии, которые могут продолжаться бесконечно, а есть мини-серии – те, про которые авторы точно знают, сколько выпусков они займут (обычно 4, 6 или 12).
TPB – это TrapePaperBack, книга в мягкой обложке. Обычно в них собирают отдельные номера серий комиксов, в среднем по шесть штук. Примерно столько в комиксах традиционно занимает то, что называется "сюжетной аркой", отдельная и законченная история в рамках серии. Длинные супергеройские серии в итоге могут умещаться в десятки TPB.
Кроме TPB комиксы выходят в виде обычных книг в твердой обложке. Иногда это просто более солидная версия TPB (то есть в книге тоже собраны синглы), иногда – то, что называется "графическим романом", – цельная история, которая не выходила в виде отдельных номеров. С супергеройскими комиксами, впрочем, так редко бывает: даже многие признанные романы в комиксах вроде "Хранителей" первоначально выпускались в виде синглов. Но графические романы про супергероев тоже издаются: скажем, комикс GodLoves, ManKills про Людей Икс.
Самый удобный способ читать комиксы в XXI веке – с экрана планшета или компьютера. В цифровом виде все вышеперечисленные форматы представлены неизмененными; главное преимущество цифровых комиксов – то, что авторы иногда дополняют их новыми возможностями. Скажем, комикс удобно "прыгает" между кадрами, или где-нибудь добавляется движение, как в гифах. Удобнее всего пользоваться магазином и приложением Comixology – это монополист на рынке цифровых комиксов. Если вам не хочется им пользоваться, у всех крупных издательств, включая Marvel и DC, тоже есть свои приложения для чтения комиксов.
Чем отличаются DC и Marvel?
Действие всех комиксов Marvel происходит в одной, связанной вселенной. Это значит, что Железный человек может попасть в комиксы, например, к Человеку-пауку, а действия Капитана Америки в его собственной серии теоретически влияют на все остальные.
Marvel чуть менее серьезны, чем DC, и больше открыты экспериментам: молодые авторы часто сочиняют для них необычные серии (из последнего – She-Hulk, Hawkeye, TheSuperiorFoesofSpider-Man и YoungAvengers). В традиционных же больших мейнстримовых сериях Marvel любят устраивать глобальные события, затрагивающие все комиксы сразу: скажем, противостояние Мстителей и Людей Икс.
В комиксах DC все тоже связано, но издательство относится к себе чуть серьезнее, чем Marvel, поэтому все события, происходящие во вселенной, обычно не имеют заднего хода. Супергерои DC тоже чуть мрачнее (в конце концов, самый мрачный супергерой – Бэтмен – герой именно DC). Серьезное отношение к вселенной DC вызывает проблемы: раз в несколько лет все сюжетные линии, события и их последствия так запутываются, что издательство перезагружает свою вселенную, отменяя все произошедшее ранее. Последняя такая перезагрузка была в 2011-м, она называлась TheNew 52 – и пока что в комиксах DC все снова достаточно просто.
Где покупать комиксы?
Помимо того что комиксы очень просто покупать в цифровом виде (в приложении Comixology, а также в приложениях DC и Marvel), онлайн-магазинов, где можно их приобрести больше, чем можно подумать: "Чук и Гик", Bizarrebook и "28-ой", а также обычные книжные магазины, в которых комиксы тоже продаются.
Что можно читать кроме классических комиксов?
Самое главное в чтении супергеройских комиксов – это в какой-то момент перестать следить за персонажами и начать следить за авторами. Потому что хорошие истории про Бэтмена могут долгое время не появляться, а вот от любимых сценаристов и художников всегда стоит ждать чего-то хорошего. Вот, например, пять хороших современных сценаристов, за которыми можно следить.
Мэтт Фрэкшен. Сценарист, придумывающий самые необычные и безумные современные комиксы: именно он пишет SexCriminals, именно он сделал для Marvel гениальный комикс про Соколиный глаз. Традиционные супергеройские комиксы, впрочем, даются Фрэкшену не хуже всяких странностей: именно он в середине 2000-х перепридумал Железного человека.
Скотт Снайдер. Когда DCComics перезагрузили свою вселенную в рамках проекта TheNew 52, они доверили писать комиксы про Бэтмена Скотту Снайдеру – и не прогадали. Кроме прочего, Снайдер придумал одного из самых необычных (а главное, новых) бэтменовских злодеев за последнее время – целое тайное общество под названием Суд Сов.
Брайан Майкл Бендис. Невероятно продуктивный сценарист, работающий с MarvelComics и сделавший сразу несколько лучших серий Marvel в 2000-е: в том числе про Мстителей и Сорвиголову. Еще Бендис часто придумывает для Marvel глобальные события (помните, выше мы рассказывали, что они любят их делать) – например, HouseofM, после которого многие мутанты во вселенной Marvel потеряли свои способности.
Дэн Слотт. Дэн Слотт писал сценарии к комиксам про Человека-паука несколько лет и сделал с героем много всего интересного. Слотт творит в более классическом, старом стиле, чем многие современные сценаристы: его комиксы громкие, драматичные, гипертрофированные, почти как в 60-е и 70-е.
Грант Морриссон. Настоящий живой классик современных комиксов, шотландец Грант Морриссон сделал для супергеройских комиксов больше, чем кто-либо другой. Он перепридумал Супермена, убил Бэтмена, написал одну из самых лучших сюжетных линий о Людях Икс в начале 2000-х. Сейчас Морриссон меньше сочиняет про супергероев, но все равно продолжает это делать: например, выходит его серия TheMultiversity, происходящая в нескольких параллельных вселенных с героями DC.
Полезные советы
Не начинайте чтение супергеройских комиксов с совсем уж старых историй. Кажется логичным начинать читать комиксы про Человека-паука с самого первого выпуска, вышедшего в 1963 году, но на самом деле все комиксы старше 80-х сейчас воспринимаются с трудом. В них есть свой шарм, но оценить его можно, только изучив более современные комиксы.
Не пытайтесь понять устройство вселенных Marvel и DC, проследить за всеми сюжетными линиями, узнать биографии всех персонажей и понять все перипетии. Да, такие богатые вселенные – это очень интересно, но от попытки разобраться в них, у вас только разболится голова. Прочитаете достаточно комиксов – и какая-никакая картина сложится у вас сама собой.
Не забывайте про сообщество. В том, чтобы читать супергеройские комиксы в одиночку и ни с кем их не обсуждать, мало веселого. В Москве, да и в России уже сложилось большое сообщество поклонников комиксов. Может быть, они не все очень дружелюбные, но многие будут рады с вами поговорить. Хотя бы попробуйте поговорить с людьми на Reddit.
Смерть в супергеройских комиксах обычно ничего не значит. Когда-то смерть героя могла иметь серьезные последствия, и он исчезал из комиксов на несколько десятков лет, но теперь авторы обращаются с этим максимально легкомысленно. Если какой-нибудь большой персонаж погибает, то можете быть уверены – он вскоре вернется. С другой стороны, это может быть использовано как мощный инструмент в рамках одного сюжета. Смерть героя, например, отлично обыгрывает Грант Морриссон в All-StarSuperman.
Читайте комиксы в удобном для вас темпе. Главное преимущество комиксов перед кино: они не берут за руку читателя и не ведут его по истории с необходимой скоростью. Останавливайтесь на отдельных кадрах на несколько минут или, наоборот, листайте страницы со скоростью света.
Экспериментируйте. Не забывайте, что комиксы не ограничиваются историями о супергероях, а супергеройские комиксы не ограничиваются издательствами Marvel и DC. Один из лучших супергеройских комиксов последнего времени – Invincible (невероятная постмодернистская трактовка классических супергеройских мотивов), например, был издан в Image.