В Ленинском мемориале начала работу выставка "Шедевры Гюстава Доре". Это самый масштабный выставочный проект, представляющийтворения выдающегося французского художника и графика XIX века в нашей стране.Доре и по сей день считается величайшим иллюстратором литературных произведений.
Искусство иллюстрирования книг в XIX веке пережило особо бурный расцвет. Можно утверждать, что большая часть его истории приходится именно на этот период. Средневековые монахи немало потрудились над иллюстрированием манускриптов, демонстрируя свое усердие, вкус, навыки и изобретательность. Однако их целью было, скорее, украсить книгу, а не проиллюстрировать текст. К тому же, издания с картинами были недоступны широкой публике. Изобретение офорта, ксилографии, литографии расширило возможности украшения текста. Предпринимались даже первые попытки иллюстрирования произведений.
Уже в эпоху Альбрехта Дюрера, в XVI веке, творения писателей стали часто сопровождаться подлинными шедеврами живописи и графики. В дорогих изданиях стали появляться гравюры на меди. Именно они и превалировали на протяжении XVII-XVIII веков.
XIX век вывел искусство иллюстрирования книг на новый, ранее не достижимый уровень. В Европе появилась целая когорта выдающихся художников и графиков, снискавших себе славу именно в этой области. Однако только одному из них – Гюставу Доре – предстояло занять вершину на этом олимпе славы.
Француз создал новый стиль в искусстве, привил публике вкус к нему и открыл в иллюстрировании книг новые грани. Впечатляющее количество работ, огромный охват литературных произведений, которые Доре проиллюстрировал со свойственным ему богатством воображения, поэтическая красота одних его гравюр, юмор других и мрачное великолепие третьих – все это источники для подлинного восхищения, которое охватывает зрителя, попавшего под власть его чар.
Плодовитость сама по себе является доказательством трудолюбия художника. Когда же она сочетается с искрящимся воображением и техническими навыками, исчерпывающими все возможности искусства, на свет рождаются величайшие художественные произведения.
Гений Доре нашел выход в иллюстрациях к произведениям Данте, Мильтона, Сервантеса, Теннисона, Лафонтена, Шатобриана, Л’Эпина, Распе, Перро, Бальзака, к Ветхому и Новому Заветам и к другим шедеврам мировой литературы. Покорив родную Францию, талант Доре еще при жизни пересек границы родной страны. О нем заговорили в мире как о художнике, способном своими иллюстрациями прославить самую заурядную романтическую басню. Интересно, что художник не имелхудожественного образования. Но издатели выстpаивались в очереди за право первыми заполучить иллюстрации Доре к готовящимся в печать книгам.
… На выставке представлены иллюстрации к произведениям, принесшим Доре всемирную славу. Среди них: "Потерянный рай" Мильтона, "Божественная комедия" Данте, "Атала" Шатобриана, "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" Сервантеса, "Приключения Барона Мюнхгаузена" Р.Э. Распе, басни Лафонтена, "Легенда об оборотне" Л'Эпина, "Волшебные сказки" Перро, а также иллюстрации к Библии, выполненные в технике литографии в конце XIX века.
Доре создал десятки тысяч работ, которые входят в золотой фонд всемирного художественного наследия. И даже сегодня, в XXI веке, масштаб его гения так и не вписывается ни в одни рамки. Мастер имел феноменальную зрительную память и ничего не писал с натуры, воспроизводя все по воспоминаниям. Человек редкостного дарования, он работал как заведенный, спал по два-три часа в сутки, все время посвящая гравюрам и живописи. Может быть, это и привело к тому, что художник скончался в возрасте 51 года от сердечного приступа.
Ульяновск увидит только малую часть богатого наследия Доре, но и этого достаточно для того, чтобы влюбиться в его героев, взять в руки книгу и посмеяться или погрустить вместе с автором и ожившими благодаря таланту Доре персонажами.