15 апреля исполнилось 100 лет со дня рождения любимицы ульяновской публики, примы местной драмы, почетного гражданина области, ветерана Великой Отечественной войны Лии Радиной. Лии Ефимовне было предназначено пройти множество дорог, зажечь тысячи сердец, пережить великую войну и достичь великой славы.
Она училась в Саратовском театральном училище под началом легендарного мастера Ивана Артемьевича Слонова. Но закончить курс не смогла: началась война.
Эвакуировалась к родителям в Оренбург (тогда – Чкалов), где в 1941 году уже известный композитор Василий Соловьёв-Седой собрал фронтовой театр «Ястребок», и Лия Радина вступила в ряды действующей армии в составе этого коллектива.
Ее песни звали в бой солдат, давали надежду, напоминали об отчем доме и материнской ласке, вдыхали силы в их утомленные души. Артисты «Ястребка» выступали в непосредственной близости к передовой, в блиндажах и землянках. Пела «Синий платочек» при свете двух свечных огарков в покосившейся избушке – и наутро получала вести: наши взяли у немцев две деревни!
Лия Радина прошла дорогами Западного и Калининского фронтов. Были победы и потери, были незабываемые встречи: Юлия Друнина, Константин Симонов. Но главная встреча ее жизни случилась позже.
Судьба привела в Оренбург уроженца симбирской Прислонихи, творца, который из множества своих талантов – поэта, художника, певца – выбрал актерский. В 1943 году Лия Радина познакомилась с будущим мужем – актером Матвеем Шарымовым. Война ли – с ее вечной тревогой за жизнь любимого человека -сплотила их или изначальное родство душ? Весь путь от оренбургской до ульяновской сцены они прошли, словно держась за руки. Матвей Филиппович в дни разлуки писал ей по десять писем в день – в театральном архиве хранятся его полные нежности стихи.
После окончания войны супруги служили в театрах Душанбе, Ташкента, Перми, Таллина, пока в 1959 году не перебрались в Ульяновск. Матвея Шарымова пригласили на родину Ленина как опытного исполнителя роли вождя мирового пролетариата. А Лия Радина вскоре снискала всеобщую любовь как исполнительница ролей мудрых и добрых, озорных и жизнелюбивых женщин.
300 ролей Радиной
- Внимательный надежный партнер по сцене. И требовательный. Лия Ефимовна сама всегда была готова – и ее партнер должен быть готов, - вспоминает народная артистка России Зоя Самсонова. - Молодежь она обожала, сердцем болела за каждого начинающего артиста. В ее гримерной висел наш общий портрет из спектакля «Притворщики», и все приходящие спрашивали: не дочь ли? А она всегда отвечала: «Да». Ей нравилось, что у нее есть театральные дети, что молодые ее любят, относятся породному.
Из крошечных эпизодов магия ее таланта делала искрометные репризы, а уж встреча с любимой актрисой в центральной роли была настоящим праздником для зрителей: Марсела в спектакле «Собака на сене», Бабка в «Поднятой целине» Шолохова, Спекулянтка в «Шторме», Мурзавецкая из «Волков и овец», Бабуца в «Картете для души», Татьяна Бережкова в «Обрыве», Кормилица из «Ромео и Джульетты», главная героиня комедии «Моя дорогая Памела» – и десятки других.
- Лия Ефимовна была, безусловно, образцом отношения к работе, очень внимательной и тактичной. Мы же все артисты, любой совет со стороны на самолюбие действует. Попросишь высказаться – обязательно поможет. Нет – тогда работайте, как знаете, - говорит заслуженный артист России Михаил Петров.
«Синий платочек» в исполнении Лии Радиной стал настоящим символом Дня Победы для ульяновцев: актриса пела военные песни на городских праздниках до последних лет своей жизни. Лия Ефимовна неоднократно становилась народным депутатом районного и областного Совета трудящихся, десять лет возглавляла областное отделение Всесоюзного театрального общества, четверть века руководила областной военно-шефской комиссией.
Ее имя занесено в Золотую книгу почета Ульяновской области. На Аллее звезд у театрального подъезда заложен памятный знак – звезда Лии Радиной, а на стене дома, где она прожила много лет, установлена мемориальная доска.
- Невозможно ее не любить! Она была человек искрометный, веселый, жизнерадостный, оптимистичный, наполненный творчеством, - продолжает Зоя Самсонова. - Театр для Лии Ефимовны был всем. Всей ее жизнью. Она входила и говорила: «Я пришла!» – и к ней бросались навстречу, обнимали, улыбались. Для каждого у нее было доброе слово, комплимент, кого-то пожурит, тут же расскажет анекдот – и жизнь начиналась! Лия Ефимовна пришла!
«Многие артистки театра одарены талантом, так сказать, солнечного обаяния, но Лия Радина была переполнена этим божественным даром, - писал в своей книге народный артист России, лауреат Государственной премии РФ режиссер Юрий Копылов. - Тепло солнечного счастья было в каждом ее выходе. Каждое появление артистки встречалось громом аплодисментов и улыбками радости. Она мгновенно могла поднять с кресел весь зрительный зал. Трагедия театра в том, что он жив, пока живы его актеры. Через Лию Ефимовну в нашем театре проходила связь с теми актерами старшего поколения, которых во МХАТе называли «великими стариками».
Возвращение легенды
В день 100-летия со дня рождения Лии Радиной артисты Ульяновского драматического театра посетили Воскресенский некрополь, где похоронена актриса. Вечером зрителей ждали фотовыставка памяти легенды симбирской-ульяновской театральной сцены и спектакль-концерт «Звезда Победы» о ее жизни и творчестве.
Постановку осуществили в год Памяти и славы в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Роли Лии Ефимовны и ее мужа Матвея Филипповича Шарымова исполняют актеры Ольга Новицкая и Николай Авдеев. К сожалению, не всем участникам спектакля довелось быть знакомыми с Лией Ефимовной, но это не помешало воссоздать личность и творческий путь артистки. Старожилы театра рассказывали молодым артистам истории, которые связывали поколения спектакля «Звезда Победы».
- Мы до сих продолжаем слушать рассказы людей, которые ее знали лично, о том, какая она была. А была она завидной актрисой с открытым темпераментом - человеком, который нужен другим людям. Она могла откликнуться на любое человеческое горе. Лия Ефимовна была личностью масштабной, - говорит Ольга Новицкая. - Мы предполагали, что зрители могут подпевать на спектакле, потому что звучали очень известные произведения, но не ожидали, что после каждой песни будут раздаваться аплодисменты. Это очень помогло.
- Лия Ефимовна - уникальная актриса, - отмечает автор идеи и руководитель постановки заслуженный работник культуры РФ Наталья Никонорова. - Ее актерская судьба дала немало поводов для того, чтобы написать о ней пьесу. Мы вместе с актером Денисом Бухаловым работали над пьесой и постановкой. Молодые поющие артисты с удовольствием взялись за эту работу. Получился красивый, яркий спектакль-концерт с замечательной историей про совершенно чудную актрису с невероятной харизмой, невероятной судьбой.