В Государственном мемориальном музее-заповеднике "Михайловское" в Псковской области начала работу выставка "По следам рисунка А.С. Пушкина. Смоленский спуск в г. Симбирске-Ульяновске". Это экспонаты из собрания Ульяновского областного краеведческого музея.
В сентябре 1833-го Пушкин отправился в путешествие из Петербурга в Оренбургский край, чтобы собрать материалы для написания "Истории Пугачевского бунта". Во время поездки он побывал и в Симбирской губернии. В последний день пребывания в наших краях великий русский поэт зарисовал в дорожной тетради вид города. Очевидно, он сделал это в ожидании парома, ведь только со стороны Волги Симбирск, расположенный на вершине высокой горы, мог предстать взору Пушкина с такого ракурса.
На протяжении всего путешествия Александр Сергеевич делал в своей дорожной тетради обширные записи, касавшиеся различных городов. Симбирск же был удостоен только нескольких слов, зато поэт зарисовал город. Это единственный волжский рисунок Пушкина. Что же так его поразило в облике Симбирска? Об этом можно только догадываться. Возможно, рисунок нужен был Пушкину, чтобы в Петербурге показать его семейству покойного Николая Карамзина - поэт сохранял с родственниками историка теплые отношения. Вот только, зарисовывая дом, Александр Сергеевич знал, что никто из Карамзиных в нем уже не живет.
Двухэтажный каменный особняк, сооруженный в XVIII в. на пересечении улиц Большой Саратовской (ныне - бульвар Пластова) и Верхней Набережной (в настоящее время - улицы Пролетарской), принадлежал отцу Карамзина. После его смерти усадьбу с домом, хозяйственными постройками, двором и садом, наследовал старший брат писателя и историографа - коллежский асессор Василий Карамзин. В начале XIX столетия он решил продать семейный особняк казне. Так что ко времени приезда Пушкина в Симбирск бывший дом Карамзиных уже служил резиденцией для вице-губернатора Симбирской губернии.
Другим архитектурным памятником, изображенным на рисунке поэта, стала Смоленская церковь. Ее история берет свое начало в середине XVII в., когда вскоре после основания Успенского мужского монастыря - ровесника Симбирска - его игумен Макарий распорядился построить каменный храм во имя Смоленской иконы Божией Матери. Впоследствии церковь была отделена от монастыря и получила статус приходской. Хранившийся здесь образ Смоленской Божией матери был особенно чтим прихожанами.
Подписывая свой рисунок, Пушкин обозначил "Смоленскую гору". Ведь постройка непосредственно Смоленского спуска была начата только после городского пожара 1864 года и не закончена даже к концу XIX в. Этот спуск к Волге и волжским пристаням иллюстрируют фотографии, почтовые открытки, предметы живописного и графического искусства XIX-XX вв., представленные на выставке в Михайловском.
Краеведческий музей Ульяновска несколько лет сотрудничает с заповедником "Михайловское", обмениваясь выставочными проектами. Земли, на которых стоит музейный комплекс, были пожалованы прадеду Пушкина - Абраму Петровичу Ганнибалу - императрицей Елизаветой в 1742 году. Когда он умер в 1781 году, деревня Устье Опочецкого уезда Псковской губернии перешла по наследству сыну Осипу Абрамовичу. Тот переименовал усадьбу в Михайловское, выстроил на территории имения дом, разбил красивый парк с аллеями и цветниками. Мать Пушкина получила Михайловское в 1818 году.
Именно здесь написаны центральные главы романа "Евгений Онегин", драма "Борис Годунов", поэма "Граф Нулин", более двухсот лирических стихотворений. Анна Керн, гостившая в 1825 году в Тригорском у родственников, вспоминала: "Приехавши в Михайловское, мы не вошли в дом, а пошли прямо в старый, запущенный сад, с длинными аллеями старых дерев, корни которых, сплетаясь, вились по дорожкам, что заставляло меня спотыкаться, а моего спутника вздрагивать… Он быстро подал мне руку и побежал скоро, скоро, как ученик, неожиданно получивший разрешение прогуляться…". На другой день Пушкин принес Керн экземпляр второй главы "Онегина", в котором она нашла вчетверо сложенный почтовый лист бумаги со стихотворением "Я помню чудное мгновенье".
Вблизи "милого предела" поэт завещал себя похоронить. У алтарной стены Успенского собора Святогорского монастыря, в четырех верстах от Михайловского, покоится его прах.