Глава Минобрнауки России Валерий Фальков ответил на вопросы о количестве бюджетных мест, их направлении в новые регионы и перераспределении внутри вузов. Министр затронул темы востребованности кадров для российской экономики и количестве мест, переданных на инженерные специальности. Также он рассказал о формировании национальной системы высшего образования в стране, приеме иностранных студентов в российские вузы, сроках и способах подачи документов на поступление.
Всего на 2023/2024 учебный год университетам распределено 626278 бюджетных мест. Валерий Фальков отметил, что этот год отличается по многим параметрам: у ряда вузов появилась возможность увеличить количество бюджетных мест в сам год приема и перераспределить их.
По инициативе Минобрнауки России было внесено изменение в действующее законодательство об увеличении бюджетных мест по приоритетным специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки (УГСН). В результате перераспределения общее количество бюджетных мест по 39 (из 58) приоритетным УГСН было увеличено почти на 500 мест и составило 446843 места.
"Посмотрев на ситуацию, заявки, пожелания работодателей и многие другие текущие потребности, перераспределили бюджетные места. В результате наше предложение поддержала Комиссия по научно-технологическому развитию Российской Федерации. Предложения по перераспределению были представлены 275 вузами, в том числе 48 филиалами. Всего перераспределено 12325 мест", - заявил министр.
По словам министра, в этом году выпускники школ смогут поступить на все специальности, направления и программы, которые были опубликованы еще осенью, никаких кардинальных изменений не будет. При этом с переходом на новую национальную систему права студентов будут сохранены в полной мере.
Возможность создания реестра отечественных программ для использования вузами в обучении и роль высших учебных заведений в процессе построения технологической независимости обсудили на Первой всероссийской конференции "Цифровизация высшего образования: технологии для университета будущего". Конференция была организована Министерством науки и высшего образования Российской Федерации совместно с ПАО "Ростелеком".
Участие в диалоге приняли представители органов власти и экспертного сообщества, руководители вузов, а также ИТ-вендоры. УлГУ представлял ректор Борис Костишко.
Темой обсуждения стали темпы цифровой трансформации университетов, опыт реализации основных проектов, способствующих плавному переходу к технологическому суверенитету, в том числе импортозамещение инфраструктуры и программного обеспечения вузов.
"Всероссийская конференция цифровизации вузов может послужить хорошей площадкой для регулярной "сверки часов" между всеми участниками сферы образования, а также помочь вместе находить ответы на самые сложные вопросы импортозамещения и цифровизации, с которыми сталкиваются вузы сегодня", - поприветствовала участников замглавы Минобрнауки России Дарья Кирьянова.
В ходе конференции представители органов власти указали на важность выстраивания плотного взаимодействия между ИТ-компаниями и вузами. Это нужно для быстрого информирования о потребностях университетов и возможностях, которые могут предоставить им компании. Одним из предложений стало создание единого реестра отраслевых отечественных программ для использования университетами. Высшие учебные заведения смогли бы применять такое ПО на специальных условиях - с учетом академических лицензий, обеспечивающих существенное снижение стоимости программ.
Внимание также уделили вопросам нового вектора технологического развития вузов России в сложившихся экономических реалиях. Дарья Кирьянова отметила, что сейчас главным трендом развития российской экономики является суверенизация: необходимо добиться независимости повсеместно - во всех отраслях экономики и во всех технологических процессах. И это требует пересмотра стратегий и механизмов их реализации на всех уровнях: от государства до университетов и компаний реального сектора экономики.
По словам замминистра, при изменении модели развития экономики и цепочек поставок заметно растет потребность в ИТ-кадрах и новых сервисах. Это требует более конкретного определения места и роли вузов в этих процессах: подготовке и дальнейшем совершенствовании кадров, исследовательской деятельности, отечественных разработках. Цифровая стратегия развития учебного заведения должна быть неотъемлемой частью общего вектора его движения вперед. Ответственность за этот блок работы возлагается в первую очередь на руководителей, отвечающих за цифровизацию в вузе.
В настоящее время Минобрнауки России анализирует стратегии цифровых трансформаций университетов и работает над вариантами оцифровки деятельности руководителей цифровой трансформации.