– Пётр Леонидович, сегодня на взгляд обывателя роль профсоюзов в жизни общества не столь заметна, как скажем, в советское время. Поэтому первый вопрос – к чему сегодня сводится функция профсоюзной организации?
– Сейчас у профсоюза, как и всегда, очень много работы, просто те или иные студенты не всегда видят ее результаты. Многие из них хотят интересной жизни, хотят участвовать в каких-либо мероприятиях, но большинство сидят и ждут, когда кто-то для них эти мероприятия организует, а потом придет и позовет. Прикладывать усилия для организации яркого и креативного пространства вокруг себя, ребята, увы, не хотят. Поэтому то, что делает профсоюз, от них далеко и незаметно. Если раньше в профсоюз вступали за идею, то сейчас это делают в основном ради личной выгоды либо "за компанию". В любом случае, мы продолжаем работу по традиционным для профсоюза направлениям деятельности, и основное – это не организация культурно-массовых мероприятий, а вопросы правовой, социальной, материальной поддержки членов профсоюза. Общая концепция – выстраивание молодежной политики в университете.
– Кто сейчас составляет актив профсоюза?
– К сожалению, не могу сказать, что профорги сегодня работают, как надо. Достаточно много студентов приходят в профсоюз ради карьеры и личной выгоды и очень мало тех, кто стремится делать какое-то общее дело. В идеале в каждой академической группе должны быть староста и профорг. На некоторых факультетах, например медицинском, эта система выстроена, на других же работают только профорги курсов. Из-за отсутствия нужной системы часто бывает так, что направления перестают получать развитие – люди, которые ими занимались, выпускаются, а смены нет.
– В чем корень данной проблемы? Молодежь инертна?
– Это общее явление для всей системы образования, и корни надо искать не в вузах, а в детских садах и школах. Вспомните, как мы в школе дежурили в столовой, сами отвечали за уборку классов, выращивали пришкольные сады. Сегодня же детей по закону нельзя привлечь к какому-то труду, поэтому они приходят в университет без представлений о ценности труда, ценности результата своей работы. Снижается и уровень самостоятельности. Существует проблема государственного администрирования – государство дает свободу вузам устанавливать проходной балл, а те снижают планку ЕГЭ для привлечения большего количества внебюджетников, как следствие – качество знаний многих студентов-первокурсников оказывается слишком низким. Казалось бы, что таких слабых студентов должны впоследствии отчислить, но преподаватели тоже не заинтересованы в этом из-за системы подушевого финансирования.
Но все же не хочется ругать студентов, есть много талантливых, активных, а не слишком активных мы стараемся "разбудить". Наши ребята ездят на учебу активистов в разные регионы, участвуют в молодежных форумах. Мы сами ежегодно проводим конкурс "Студенческий лидер" и другие мероприятия, помогающие студентам развить в себе лидерские качества, самореализоваться. Активисты профкома несут идеи студенческого самоуправления в массы, привлекают своих сокурсников к активному участию в университетской жизни. Традициями профкома стали турниры по брейн-рингу и "Что? Где? Когда?", боулингу, скалолазанию, пейтболу.
– Студенты, как и все общество, – разные. Но все нуждаются в защите, потому что молодежь, увы, остается одной из самых уязвимых категорий населения. На стипендию сегодня прожить сложно. Давайте расскажем о мерах материальной поддержки, на которые могут рассчитывать те, кто учится.
– Стипендии получают только студенты бюджетной формы обучения. Академическая стипендия назначается за сданную без троек сессию. Также существует социальная стипендия для детей из малоимущих семей. Сейчас она составляет чуть более двух тысяч рублей. Она может быть повышенной для студентов 1 и 2 курсов в случае сдачи сессии без троек. Повышенная академическая стипендия назначается за успехи в основных направлениях деятельности – спортивном, учебном, культурно-массовом, общественном и научном. Квота на повышенную академическую стипендию – 10 % от общего числа студентов, получающих академическую стипендию.
– А на что могут рассчитывать внебюджетники?
– Студенты любой формы обучения могут получать сторонние стипендии. В нашем университете ребята являются обладателями стипендии Оксфордского фонда, губернаторской стипендии, стипендии им. Яковлева, которая назначается за преодоление определенного рубежа при сдаче ЕГЭ. Свои стипендии для талантливых или малообеспеченных студентов учреждают попечители университета.
Помимо непосредственно денежных выплат существуют и другие механизмы социальной поддержки студентов. Речь идет о предоставлении мест в общежитии, организации летнего отдыха. Давно и успешно при профкоме работает Центр поддержки молодой студенческой семьи. По всем этим направлениям мы работаем в тесном контакте с отделом социальной работы вуза.
– Ваши пожелания студентам.
– Хочу еще раз напомнить, что двери профкома всегда открыты – здесь вас выслушают, помогут найти решение вашей проблемы, разъяснят ваши права, действие законов в отношении студентов, помогут интересно и полезно провести досуг. Не сидите на месте – студенческая пятилетка пролетает быстро, и только от вас зависит, останется ли она в памяти, как самые яркие годы жизни.