У русских людей того времени было свое понятие воспитания, образование могли получить лишь дети высокопоставленных чиновников. Пётр же решил изменить сложившееся положение вещей.
В 1701 году Пётр Алексеевич распорядился открыть в Москве школу математических и навигационных наук. Указ "Об основании школы математических и навигационных наук" от 14 января 1701 г. гласил, что это школа "мореходных хитростно наук учению. Во учителях же тех наук быть англинския земли урожденным...".
Школа была открыта в Москве. Учеников набирали "добровольно хотящих, иных же паче и с принуждением". Государственная педагогика устанавливала в школе изучение арифметики, геометрии, тригонометрии, навигации, астрономии и математической географии. Для подготовки к этому курсу существовало два начальных класса: "русская школа", где учили читать и писать, и "цифирная школа", где преподавалась элементарная арифметика.
Определенного срока обучения не было. Учащиеся постигали одну науку за другою последовательно. Выпускали из школы по мере готовности к делу или по требованию различных ведомств, причем выходили отсюда не только моряки, но и инженеры, артиллеристы, землемеры и просто служивые люди.
Теоретические знания, получаемые учащимися, органически увязывались с их будущей практической деятельностью. Школа сыграла видную роль в подготовке специалистов различных отраслей хозяйства, управления, культуры, науки, морского флота. Нередко ее воспитанники становились преподавателями повсеместно открываемых училищ. С течением времени Сухаревская школа стала играть роль учительской семинарии - выпускала педагогов для цифирных школ.
В 1715 г. старшие классы школы математических и навигационных наук были переведены к морю, в Петербург, где на их основе организована Морская академия на 300 учащихся (младшие классы были оставлены в Москве).
Морская академия представляла собою "военноучебное" заведение. Здесь изучались арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия, астрономия, навигация, морская съемка, артиллерия, фортификация, военный строй, география.
Академия была предназначена для "знатных особо детей". Однако в самом начале XVIII в. в петровских школах пришлось отступить от соблюдения принципа сословности в школе, вследствие того, что острая нужда в специалистах превышала число дворян, желающих и способных обучаться. Правительство вынуждено было допустить к обучению учащихся и из других сословий.
Таким образом, некоторое своеобразие петровских школ заключалось в большем их практицизме, утилитаризме, что объясняется острой необходимостью быстро подготовить кадры.
С 1701 по 1721 год были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. В 1705 появилась первая в России гимназия.
"Цифири" и геометрия
Целям массового образования должны были служить, созданные указом 1714 года, цифирные школы в провинциальных городах. Чтобы удовлетворить запросы развивающегося городского сословия, укрепить армию и флот грамотными не только офицерами, но и солдатами, было решено "...послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтобы учить дворянских детей, кроме однодворцев, приказного чина цифири, геометрии".
Предполагалось создать по две такие школы в каждой губернии, где обучение должно было быть бесплатным. Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников создана сеть духовных школ. Кроме того, при Петре I начался эксперимент по отправке молодых россиян на учебу за границу.
В начальных общеобразовательных школах при горных заводах Урала обучались дети рабочих, солдат, подьячих, церковников, сыновья мастеров. Особенностью школ при Уральских горных заводах, названных Василием Татищевым "русскими школами", стало то, что в них была сделана первая в России попытка связать общее образование с обучением ремеслу на основе практической работы учащихся на заводах под руководством мастеров.
В "Наказе" Уктусскому комиссару (управителю) Бурцову, руководившему Алапаевским заводом, Татищев в феврале 1721 г. определил учебный план начальной горнозаводской общеобразовательной школы.
При сибирских заводах были учреждены горные училища. В Москве и в Петербурге началась подготовка переводчиков с немецкого и других языков. Так называемые разноязычные школы были оснащены учебными книгами и пособиями, оборудованы по тем временам хорошими лабораториями.
Царь собирался ввести в России обязательное начальное образование, которое должно было быть бесплатным, но это начинание сочли невыгодным для экономики страны - рабочие и ремесленники не хотели лишаться учеников и подмастерьев, которые тратили бы значительное время на образование.
Учить и лечить
В 1710 году Пётр задумался об упрощении книгопечатания. Одним из важнейших нововведений царя стал так называемый "гражданский шрифт", который упростил написание и чтение. Таким образом Пётр стремился обучить грамоте своих подданных. С помощью нового шрифта Пётр упростил язык, сделав его более светским. Именно ради изобретения нового упрощенного шрифта Пётр распорядился открыть в Амстердаме русскую типографию, в ее втором отделении и был применен новый шрифт - для напечатания учебника геометрии, а затем и перевода немецкого руководства для приветствий.
Самодержец был заинтересован в создании подобия исторического архива или библиотеки для систематизации всех исторических знаний - в 1720 году он указал, чтобы из хранилищ монастырей были изъяты исторические грамоты, старинные рукописи и книги, их переписали, а оригиналы вернули обратно.
Строились специальные госпитали для обучения лекарей. Студенты изучали все тонкости профессии на живых или мертвых пациентах. Пётр I и сам нередко посещал лекции, практиковался на пациентах и телах умерших, a также требовал, чтобы ему сообщали обо всех необычных пациентах и заболеваниях. Он поспособствовал тому, чтобы начали составлять пособия и книги для врачей.
В 1707 г. в Москве при военном госпитале была учреждена медицинская хирургическая школа с пятилетним курсом. При Московской медицинской школе созданы Анатомический театр и Аптекарский огород.
Помимо хирургии Пётр Первый стремился всячески развивать фармакологию. Основывались лечебные школы. Лучшие специалисты составляли перечни лекарственных растений и изучали их свойства, комбинируя и добиваясь поразительных результатов.
Параллельно с этим Пётр I издал указ oб открытии собственных аптек для людей со специальным медицинским образованием. При всех военных подразделениях были созданы свои аптеки, в которых работали лучшие специалисты, обучаемые за границей за счет государственной казны. За несколько лет в одной только Москве было открыто восемь частных аптек.
В стране появились первые специалисты, занимавшиеся массовым производством лекарственных препаратов. Под покровительством Петра I трудился Даниил Гурчин. В 1699 году ему была дарована на Мясницкой улице земля под здание аптеки, которую он построил на свои средства, после чего обратился к Петру I с челобитной, прося выдать жалованную грамоту. 28 декабря 1701 г. Даниил Алексеевич получил ее и стал владельцем второй частной аптеки в Москве. С тех пор он называл себя "аптекарем его царского величества", занимался естественно-научной деятельностью и сам пробовал готовить лекарства. Впоследствии по его научным трудам учились студенты лечебных школ.
По поручению Петра I в 1721 г. был составлен "Духовный регламент". Он закрепил коренные изменения в положении церкви: как опасная в политическом отношении отменялась единоличная власть патриарха и утверждался "духовный коллегиум" - соборное управление, напоминавшее государственное учреждение, лишенное права инициативы и самостоятельного развития: члены коллегиума обязаны были давать присягу царю. Утверждая главенство государства над церковью, царь признавал необходимость образования для духовенства, но понимал их иначе, чем прежде. В его трактовке государственная, светская идея преобладала над религиозной. Он хотел придать новым школам научный характер.
Закон - не дышло
Одним из средств просвещения своих подданных Пётр Алексеевич считал театр. До XVII века все театральные постановки в России носили исключительно религиозный характер, увидеть их можно было в монастырях. При Петре театр впервые допустили ко двору. Актеры приехали из Германии, им дали возможность выступать при условии, что они наберут себе русских учеников. Позже Пётр решил показать театр народу и распорядился проводить театральные постановки на Красной площади для простых людей.
В 1703 году вышло первое российское печатное издание - газета "Ведомости". Пётр был автором многих ее статей, а первым редактором стал директор московского Печатного двора Фёдор Поликарпов-Орлов.
Первый номер газеты содержал скорее статистическую информацию о положении дел в стране. В газете, например, сообщалось, что "Повелением его Императорского Величества московские школы умножаются, и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили. В математической штурманской школе больше 300 человек учатся и добре науку приемлют".
Император старался реформировать все стороны жизни страны. Его указы касались и положения женщин в обществе. Так, царь пытался насадить более либеральное представление о роли женщины. Женщинам в присутствии мужей позволялось посещать собрания и так называемые ассамблеи (подобие собраний и встреч, как альтернатива пышным банкетам и празднествам), тоже введенные при Петре. Женщины становились участницами общественной жизни.
Некоторые преобразования коснулись и семейных укладов. Пётр указал, что после помолвки и венчания между мужчиной и женщиной должно пройти некоторое время, чтобы будущие молодожены смогли подумать и решить, соглашаться ли на свадьбу (до этого часто женились на следующий день после помолвки). Если же молодые отказывались от свадьбы, то все оставались при своем, такой вариант развития событий не возбранялся.
Один из интереснейших документов, подписанных Петром I, является указ 1722 года "О хранении прав гражданских": "Так как ничто не является столь необходимым для управления государством, как крепкое хранение гражданских прав, так как напрасно законы писать, когда их не хранить или ими играть, как в карты, прибирая масть к масти, чего нигде в свете нет, как было у нас, а от части и еще есть, и очень стараются всякие мины подкладывать под фортецию правды. И потому сим указом, как печатью, запечатываются все уставы и регламенты, чтобы никто не смел против уставов и регламентов вершить всякие дела или неточно вписывать, что-либо в них написанное". Наказанием за нарушение этого указа была смертная казнь. Сам документ было поручено поместить во всех судах на "досках с подножием" и "иметь на столе, яко зеркало пред очами судящих".