Прежде чем погрузить зал в напряженную атмосферу карьерной гонки, автор постановки Максим Копылов позволяет зрителям сполна насладиться работой сценографа Дмитрия Бобровича. Своеобразное музыкально-световое интро, которое предваряет спектакль, – знакомый поклонникам творчества режиссера прием. На этот раз под звуки саундтрека к кинофильму "Пила" на сцене развертывается пространство фантасмагорического офиса. В сумраке прячутся части тел пластиковых кукол, методично и аккуратно прибитые к потертым стенам, словно коллекция сумасшедшего энтомолога. Центр ярко высвечен офисными лампами дневного света: четыре претендента на лакомую должность сидят под их холодными лучами на белоснежных креслах, как в операционной, и будто не замечают притаившейся в углах жути и паутины.
Напротив, эти четверо ощущают себя в шаге от мечты. Над ними зияет огромная дыра пробитого потолка – метафора вожделенного карьерного прыжка, реализации сценария "из грязи в князи". Сквозь него видны металлические внутренности "офиса" – цепи, штанкеты, софитные фермы: только ослепленные близостью денежной должности соискатели не видят, что находятся в чреве бездушного чудовища, готового их переварить. Общая разруха вокруг нарочито чистого переговорного стола, очевидно, призвана олицетворять кризис современного мироустройства, в котором за глянцевой, отполированной до блеска сотрудниками рекламных и пиар-служб внешностью прячется философия хищнического потребления. Предметом потребления в этой системе становится не столько товар, сколько Человек: покупатель, продавец, производитель – звенья в этой цепи.
Дополнительным художественным комментарием к заявленной теме стал жесткий видеоряд, подбором и монтажом которого занимался Кирилл Борисов. На огромных экранах между эпизодами транслируется нарезка из фильмов "Андалузский пес" Луиса Бунюэля, "Бабушка" Дэвида Линча, "Кровь поэта" Жана Кокто, уже заявленной в музыкальной теме "Пилы", балета "Лебединое озеро", клипов, мультфильмов и интернет-роликов.
Максим Копылов тяготеет к кинематографу: это заметно как по его постановочной манере, принципу "монтажа" сценических эпизодов, так и по количеству отсылок к произведениям киноискусства в его спектаклях. Не стал исключением и "Метод Гронхольма". Центральной фигурой премьерного психологического триллера является Билли – кукла из серии фильмов "Пила". Как и оригинальный персонаж, герой спектакля в Ульяновске "объясняет" соискателям условия испытаний – и становится поклоном театру кукол, с которым кровно связан Дмитрий Бобрович. Не раскрывая интриги пьесы и спектакля, отметим, что решение не противоречит авторскому тексту: собеседование в оригинальном тексте вел также некий механизм. Впрочем, не все так просто.
Четверка персонажей стремится дать ответ на вопрос: "На что ты готов ради своей цели?" Каждый из них в начале собеседования без сомнений ответил бы: "На все!" Но чем ближе финал, тем сложнее оправдывать высокие цели низкими средствами. Каждый из героев оказывается лицом к лицу со своей уязвимостью, и тогда ряды офисных ламп опускаются вниз и встают за спиной – то ли прожектор на допросе, направленный в лицо зрительному залу, то ли пресловутый карьерный потолок оказывается непробиваемым и вот-вот раздавит кандидата.
Автор пьесы Жорди Гальсеран представляет читателям "офисный бестиарий", подробно, в самых неприглядных нюансах, описывающий типажи карьеристов-хищников. Беспощадный циник Фернандо, зло высмеивающий всех и вся (запоминающийся образ в исполнении Максима Варламова), внешне простоватый и добродушный, но внутренне готовый к любой подлости Энрике (роль блестяще исполнил Юрий Гогонин), несколько эксцентричный, нервный, склонный к сплетням Карлос (точная и тонкая работа Виталия Злобина) и столь же очаровательная, сколь опасная соперница в бизнесе Мерседес (в этой роли в разных актерских составах разнообразно и интересно существуют Татьяна Денисенко и Юлия Ильина).
В гонке оказывается не важным, кому достанется первое место и приз: несмотря на то, что каждого из героев пытаются вывести на чистую воду с первой до последней сцены, развязка спектакля столь неожиданна, что зрительный зал пребывает в полном молчании и только спустя несколько мгновений взрывается аплодисментами.