На брифинге министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова разговор шел об организации учебного процесса, сдачи государственных экзаменов и проведения приемной кампании в вузах, программах поддержки преподавателей и студентов в условиях распространения коронавирусной инфекции.
- Ситуация с распространением коронавирусной инфекции стала серьезным вызовом для всей системы науки и высшего образования,- отметил министр. - 16 марта мы рекомендовали научным организациям и вузам перейти на дистанционный формат. Большинство буквально в течение недели последовали этому примеру. Что касается вузов, то перед ними одномоментно встали три основные задачи. Первая, самая главная, – организовать учебный процесс в новое непростое время и добиться максимального качества образования. Вторая очень важная задача – это поддержка преподавателей, у которых нет навыков работы в виртуальной среде. И третья задача, которую сегодня все вузы решают сообща, – поддержка студентов, поскольку они оказались наиболее уязвимы.
- Уже шесть недель, как вузы перешли на дистанционное образование. Будут ли университеты в связи с этим пересматривать стоимость обучения?
- Это очень актуальный вопрос. Универсального решения для всех вузов и всех студентов быть не может по той простой причине, что студенты по-разному оценивают качество дистанционного образования, а вузы, их у нас несколько сотен, по-разному организовали учебный процесс. Но я знаю, что все вузы обеспокоены этой ситуацией, сегодня идет поиск ответов на этот непростой вопрос. У нас состоялась встреча с членами Российского союза ректоров, Ассоциации ведущих университетов России и Ассоциации «Глобальные университеты», на которой обсуждался пакет мер, направленный на поддержку студентов. Я думаю, в самое ближайшее время этот вопрос будет тщательно проработан, мы обязательно озвучим все решения, которые будут приняты.
- Валерий Николаевич, многие студенты до вспышки коронавирусной инфекции имели возможность подрабатывать, и это было очень важно для них. Собираются ли министерство и вузы поддерживать ребят в этой ситуации?
- По инициативе министерства в вузах запущена специальная программа содействия трудоустройству студентов. Мы понимаем, что многие из них оказались в очень непростой ситуации, поскольку имели определенную возможность подработать до ситуации с распространением коронавируса, а сегодня по понятным причинам такой возможности нет.
Поэтому вузы – их уже более 100 – организуют специальное временное трудоустройство (пока на период пандемии, но эта программа может зарекомендовать себя) у себя в субъектах в интересах социально-экономического развития.
Студенты помогают учителям, школьникам готовиться к экзаменам, организовывать уроки. Помогают университетам организовывать нормальное взаимодействие между студентами и преподавателями в это сложное время. Так что вариантов трудоустройства достаточно много, в каждом вузе подходят творчески.
- Как в вузах будет проходить сдача государственных экзаменов и выдача дипломов?
Конкретные формы проведения государственной итоговой аттестации устанавливаются вузами самостоятельно с учетом стандарта. Если стандарт позволяет провести только защиту выпускной квалификационной работы и не требует проведения государственных экзаменов, то некоторые вузы таким правом пользуются.
Что касается вручения дипломов, то конкретный сценарий такого действия будет оцениваться исходя из текущей эпидемиологической ситуации. Конечно, приоритет – это жизнь и здоровье студентов и преподавателей.
- Валерий Николаевич, некоторые вступительные испытания, например, в творческие вузы требуют присутствия абитуриента. Как вузам поступать в таких случаях?
- Творческие вузы стоят особняком в системе высшего образования, поскольку каждый из них по-своему уникален. Почему? Потому что и процесс поступления, и процесс образования требует личного контакта преподавателя и студента или абитуриента. Во взаимодействии с Министерством культуры и творческими вузами мы сейчас ищем наиболее оптимальный вариант организации вступительных испытаний.
- Когда начнется учебный год в вузах?
- Учебный год начнем 1 сентября. Формат обучения выберем исходя из текущей ситуации.
Ответы на вопросы, поступающие на горячую линию Минобрнауки РФ
Возможно ли организовать проведение практики в формате дистанционной работы студентов?
Согласно пункту 24 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» практика представляет вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Программы высшего образования в обязательном порядке предусматривают проведение практики (часть 6 статьи 13 Закона об образовании).
Организация проведения практики осуществляется образовательными организациями высшего образования на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по профилю образовательной программы, либо практика может быть проведена непосредственно в вузе (часть 7 статьи 13 Закона об образовании).
Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 ноября 2015 г. № 1383 (с последующими изменениями и дополнениями).
Для проведения практики образовательной организацией утверждается программа практики, которая является составной частью соответствующей образовательной программы высшего образования. Программа практики согласно пункту 3 положения включает, в том числе способы (при наличии) и форму (формы) ее проведения.
Закон об образовании и положения не содержат норм, исключающих возможность проведения практики в формате дистанционной (удаленной) работы студентов аналогично широко применяемым в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции способом организации труда работников.
Таким образом, в случае, если виды работ, связанные с будущей профессиональной деятельностью, могут выполняться обучающимися, в том числе частично, в формате дистанционной (удаленной) работы при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии с руководителями практики как со стороны вуза, так и со стороны профильной организацией, то практика может быть организована полностью или частично без непосредственного нахождения обучающегося на рабочем месте в профильной организации либо в вузе. При этом образовательной организацией должны быть внесены изменения в программу практики, а при необходимости – заключено дополнительное соглашение к договору между профильной организацией и вузом.
Как может быть организована государственная итоговая аттестация в условиях реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий?
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в соответствии с Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816.
Согласно пункту 3 Порядка № 816 организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, в том числе, при проведении итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся.
Согласно пункту 19 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2015 г. № 636 особенности проведения государственных аттестационных испытаний с применением электронного обучения, ДОТ определяются локальными нормативными актами образовательной организации. При проведении государственных аттестационных испытаний с применением электронного обучения, ДОТ организация обеспечивает идентификацию личности обучающихся и контроль соблюдения требований, установленных указанными локальными нормативными актами.
Способ идентификации личности обучающегося должен быть также определен локальными нормативными актами. Таким способом может быть сверка изображения обучающегося, проходящего аттестационное испытания посредством видеоконференции, с его фотографией в зачетной книжке (в том числе электронной). Кроме того, возможно применение специальных сервисов распознавания лиц («прокторинга»), которые могут быть интегрированы в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации. Таким образом для организации ГИА посредством применения ДОТ образовательная организация должна внести соответствующие изменения в локальные нормативные акты, регламентирующие процедуру ГИА, в том числе в регламенты работы государственной экзаменационной и апелляционной комиссий, устанавливаемые в соответствии с пунктом 20 Порядка № 636, и довести данные изменения до обучающихся (путем размещения на официальном сайте в сети интернет, в электронной информационно-образовательной среде и т.д.).
При проведении государственных аттестационных испытаний посредством ДОТ аналогичным образом проводятся и предусмотренные пунктами 31 и 32 Порядка № 636 консультирования обучающихся по вопросам, включенным в программы государственных экзаменов, а также консультации руководителей выпускных квалификационных работ.
При оформлении решений государственной экзаменационной комиссий в протоколах должно быть зафиксировано, что аттестационные испытания проводились посредством ДОТ. Применение ДОТ при проведении ГИА для обучающихся из числа инвалидов осуществляется с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья, в том числе при необходимости с присутствием в месте нахождения обучающегося ассистента (ассистентов), оказывающего необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей обучающегося.
Каковы особенности организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения для образовательных программ, реализуемых в заочной форме?
Согласно пункту 3 Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816, организации, осуществляющие образовательную деятельность реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в различных формах обучения, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся.
Таким образом, использование дистанционных образовательных технологий возможно при обучении по образовательной программе в заочной форме, при этом промежуточная аттестация обучающихся также может быть проведена с использованием таких технологий.
Как будет происходить ликвидация академических задолженностей в условиях осуществления образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения?
В соответствии с частью 5 статьи 58 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности.
Таким образом, ликвидация академической задолженности может осуществляться по истечении обстоятельств, связанных с предупреждением распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации. В то же время, как и сама промежуточная аттестация, ликвидация академической задолженности может быть организована с применением дистанционных образовательных технологий в соответствии с локальным нормативным актом образовательной организации.
Имеет ли право вуз вести дистанционное обучение, а затем продлевать очное обучение на период летних каникул?
На основании приказа Минобрнауки России от 14 марта 2020 г. № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» при реализации образовательных программ вузам необходимо предусмотреть организацию контактной работы обучающихся и педагогических работников исключительно в электронной информационно-образовательной среде, а также использование различных образовательных технологий с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Таким образом, с учетом сложившейся ситуации, в случае невозможности реализации образовательной программы или ее части в полном объеме, может быть пересмотрен график учебного процесса.
При переносе дисциплины на следующий семестр преподаватель лишится заработной платы?
Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В соответствии с пунктом 6.5 Порядка определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, утвержденного приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 (зарегистрирован Минюстом России 25 февраля 2015 г., регистрационный № 36204), соотношение учебной нагрузки педагогических работников, установленной на учебный год, и другой деятельности, предусмотренной должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом (научной, творческой, исследовательской, методической, подготовительной, организационной, диагностической, лечебной, экспертной, иной, в том числе связанной с повышением своего профессионального уровня), в пределах установленной продолжительности рабочего времени, определяется локальным нормативным актом организации в зависимости от занимаемой должности работника.
Таким образом, в случае переноса дисциплины на следующий семестр образовательной организацией могут быть пересмотрены соотношение учебной нагрузки и другой деятельности педагогического работника.
Как учиться дистанционно людям, чья специальность напрямую касается практики? (технология художественной обработки материалов).
Для студентов, которые не завершают обучение в вузе в этом году, необходимо перенести особые дисциплины на следующий учебный год, а для студентов выпускных курсов – организовать освоение практических дисциплин в малых группах в разные смены с соблюдением мер безопасности в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора. Такой перенос дисциплин сопровождается внесением изменений в учебные планы, при этом согласия обучающегося на такой перенос не требуется. При переносе сроков должно быть соблюдено право студентов на каникулы.
Рекомендации по организации работы сотрудников в удаленном режиме
Руководству и специалистам полезно понимать ряд особенностей удаленной работы и рекомендуемых действий:
Приватность исчезает. Всем и каждому важно помнить, что все, что попало в сеть, остается там навсегда и потенциально становится доступно любому человеку.
Эта «деприватность» ведет людей к постоянному стрессу и к психологическому перенапряжению. Представьте себе, что вы все время на сцене и тысячи глаз только и делают, что непрерывно наблюдают за вами. Вы поневоле будете все время думать о том, как выглядите, что говорите. Нужно дозировать пребывание в сети. И для себя, и для коллег. Рекомендуемое продуктивное время общения в сети вряд ли можно точно назвать, но основное – постарайтесь вводить применение дистанционного взаимодействия дозированно.
Персонализация средств связи. Приложения и цифровые инструменты, которые нравятся вам, могут совершенно не нравится другим. А для работы и общения придется чем-то воспользоваться. Как и в любых подобных столкновениях предпочтений попробуйте договориться. «Давайте попробуем несколько мессенджеров, а потом выберем лучший» – вот с чего важно начать.
Внимание к самочувствию. Постарайтесь больше интересоваться самочувствием и прогрессом тех, кто учится, кто осваивает приложения и другие цифровые инструменты.
У вас могут быть уязвимые, сопротивляющиеся или просто «медленные» люди: пожилые люди, противники интернета. Дайте им попробовать преимущества ИКТ. Сделайте их работу проще. Найдите наставника и помощника для каждого, кто в этом нуждается. Но как минимум - нужен список этих людей и понимание характера уязвимости каждого.
Обратная связь. Создайте дистанционную систему обратной связи по всем важным вопросам. Важно четко понять, что именно вам нужно контролировать на «удаленке».
Наверняка вы и так знаете: это сроки, деньги, результаты, условия, ресурсы. Для каждого вопроса должна быть система обратной связи – статус (состояние) того или иного вопроса. Часто используют всего три статуса: запланирован (передан на исполнение), в работе, выполнен. Так, например, вы понимаете, что должны сдать отчет. Назначьте сроки, ответственного и опишите что именно требуется к сроку. Отобразите это в удобной для всех информационной системе.
Ресурсы поддержки. Людям важно знать ответы на вопросы, которые у них возникают в процессе работы в удаленном режиме. Поэтому посмотрите сами – какие интернет-ресурсы, сообщества ясно и доброжелательно отвечают на вопросы как начинающих, так и опытных пользователей. Сделайте небольшой список (больше семи источников, как правило, уже не читается) и поощряйте его изменения по критериям ясности ответов, оперативности обновлений, удобству работы.
Движение. Напоминайте людям, что нужно двигаться. Удаленная работа – как правило, сидение у компьютера. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы у людей была возможность отойти от экрана на час-полтора. Не занимайте весь рабочий день ни ожиданием контакта с вами, ни самими контактами
Горизонтальная поддержка. Поощряйте взаимное обучение и эмоциональную взаимопомощь, горизонтальное общение, создание инициативных групп и сообществ с помощью мессенджеров и социальных сетей. То, чего нет у вас легко можно будет найти в горизонтальных группах поддержки.
Что важно понимать и делать при переходе на удаленную работу в условиях эпидемии?
Руководителям и персоналу организаций необходимо понять и принять, что пандемия вируса COVID-19 уже навсегда изменила наш мир и нашу работу. Эта пандемия характерна новой реакцией всего человечества. Каждой организации. Такой оперативности и такой консолидации еще не было в масштабах Земли.
Важно понять, что мы тренируем себя не только для этой, но и для последующих пандемий. Поэтому, не спешите.
Вы имеете право по-разному реагировать на угрозу заражения. Однако наши реакции предсказуемы и укладываются в три стратегии: отрицание, избегание, борьба с болезнью. Признание угрозы заражения влечет за собой весьма чувствительную перенастройку привычек, поведения и серьезный стресс для любого человека. Признание угрозы заставляет принять на себя ответственность за большое число еще совсем неясных изменений в своей жизни. А для руководителя – ответственность за изменения в жизни и работе персонала своей организации.
Что важно для эффективной работы удаленно?
1. Создать список контактов.
Необходимо добиться наличия списка всех контактов в тех мессенджерах или системах связи, о которых вы договорились предварительно с коллегами.
2. Организовать группы.
Из списка контактов необходимо сформировать группы для сохранения управления. Зачастую это: руководство, бухгалтерия, административно-хозяйственная часть, ИТ-служба, лаборатории (научные подразделения), другие подразделения. Создайте группы и укажите сотрудникам на способы связи: текст, голос, видео, передача документов.
3. Продумать процессы.
Определите список рабочих процессов организации. Если процесс можно вести в удаленном режиме, определите кто за него ответственен и как он должен быть организован в условиях удаленной работы. Создайте соответствующие распоряжения.
Если процесс не может быть реализован в удаленном режиме, создайте распорядительный акт о его консервации или остановке с определением необходимых мер, сроков, ответственных, ресурсов и условий.
4. Задачи и результаты.
Сконцентрируйтесь на ключевых задачах и результатах организации. К примеру, речь идет о публикациях научных статей. Определите, какие планируемые статьи под угрозой срыва. Определите, в чем конкретно состоят угрозы, существуют ли они? Проанализируйте возможность нейтрализации угроз. Если вы не видите возможности нейтрализации угроз своими силами, обсудите это со своим учредителем.