Сатирическая драма по мотивам реальных событий. Хью Джекман играет Фрэнка Тэссона, школьного суперинтенданта (в США это важная административная фигура в системе государственных школ) на Лонг-Айленде в начале нулевых. Тэссона все обожают, поскольку он носит костюмы с иголочки, помнит все фамилии, добивается результатов и в целом чрезвычайно приятный мужчина. Но однажды выясняется, что его заместительница (Эллисон Дженни) на школьные деньги купила несколько домов и ездит на «корвете», а вскоре позолота начинает слезать и с самого Фрэнка.
Пополнение в серии байопиков HBO про испорченные репутации («Вы не знаете Джека», «Фил Спектор», «Лжец, Великий и Ужасный», «Патерно» и др.). В этот раз канал лишь купил фильм, а не произвел его, но выглядит он примерно так же, разве что без юбиляра Пачино: очень добротная, чуть простоватая постановка, звездная главная роль, общественно полезные уроки. На Джекмана, выходящего из зоны комфорта, смотреть одно удовольствие: его герой — лицемер-виртуоз, профессиональный соблазнитель, врущий обо всем, включая сексуальную ориентацию; злодей, не лишенный некоторого идеализма и даже трагизма. Смешная небольшая роль у Дженни. Персонаж, которого сценарист придумал сам, — девочка-правдолюб из школьной газеты — естественно, самый картонный. В целом все это немножко очевидно: ну да, коррупция и непотизм — плохо, воровать, особенно прикрываясь заботой о детях, не нужно. Но это фильм, который понравится всем и отдельно рекомендуется работникам народного образования.
«Тайлер Рейк: Операция по спасению» («Extraction»)
Главный наркобарон Бангладеш похищает 14-летнего сына у главного наркобарона Индии, сидящего в тюрьме. Вызволять его в Дакку параллельно отправляются австралийский наемник с душевной травмой (Крис Хемсворт) и бывший спецназовец (Рандип Худа), работающий на отца мальчика.
Боевик со странным русским названием, подхваченный «Нетфликсом» явно не в последнюю очередь ради гигантской индийской аудитории, написан и спродюсирован братьями Руссо, авторами последних серий «Мстителей» — это режиссерский дебют их друга-каскадера, бывшего дублера актера Криса Эванса. Хемсворт бегает по столице Бангладеш и всех убивает. Снято довольно дорого и, разумеется, очень лихо. Вниманием к контрольным выстрелам чуть напоминает «Джона Уика», а когда австралиец и индус конкурируют за мальчика — и вовсе «Терминатора-2». Но тут все без юмора и слегка банально. Впрочем, есть моменты: наверняка многие мечтали посмотреть, как Тор дерется с нищими детьми или на Голшифте Фарахани с гранатометом. Ненадолго появляется Дэвид Харбор. Марвеловское прошлое создателей тоже чувствуется: финальные титры идут 14 минут.
«Арканзас» («Arkansas»)
Тем временем младший брат Хемсворта, Лиам, снялся в другом режиссерском дебюте — артиста Кларка Дьюка, обычно играющего самоуверенного смешного очкарика. Здесь он тоже его играет. Хемсворт и Дьюк — пара мелких наркодилеров, которые занимаются розничной торговлей в сельской местности на юге США, прикрываясь работой в заповеднике. Их босс-лесник — Джон Малкович. Самый главный босс, которого они никогда не видели — Винс Вон. В главной женской роли — дочка Джоша Бролина, интересно похожая на папу.
Черная — временами совсем черная — региональная комедия, поделенная на несколько глав, уходящая в обширные флешбэки и меняющая точки зрения, сделана под явным влиянием школы Тарантино и Коэнов, но в отличие от многочисленных подобных опытов конца 90-х этой вторичностью не раздражает; возможно, мы по чему-то такому как раз соскучились. Хотя перепады тона могут смутить, особенно под конец, и какие‑то режиссерские решения вызывают вопросы. Но от этой шероховатости смотреть даже интереснее — никогда не знаешь, куда фильм двинет в следующий момент.
«Язвы Бреслау» («Plagi Breslau»)
Бесценная находка «Нетфликса»: треш-триллер из Польши, снятый эксцентричным автором, работающим под псевдонимом Патрик Вега. Это феминистский польский ответ фильму «Семь». Начинается с того, что на вещевом рынке Вроцлава (Бреслау — немецкое название города) находят труп, зашитый в бычью шкуру и с кровавой надписью на животе. На следующий день человека разрывают лошади. По следу серийного убийцы идет решительная женщина-детектив, на помощь к которой приезжает специалистка из Варшавы.
Чтобы влюбиться в эту картину, достаточно посмотреть на прическу главной героини. Но там все персонажи отличные — и звезда варшавского сыска в просторных трениках, и непросыхающий прокурор, и напарник в кепарике, немедленно делающий на фоне свежего трупа задорное селфи, и матерящаяся пробивная тележурналистка, и мудрая патологоанатом, и другие — вплоть до премьер-министра, появление которого ближе к концу переводит фильм в острополитическую плоскость. По части расчлененки Вега тоже даст Финчеру сто очков вперед. Эпическая вещь.
«Земля и кровь» («La terre et le sang»)
Дешевый и сердитый французский боевик. Немолодой суровый мужчина, выслушав неутешительный диагноз, решает продать свою лесопилку, чтобы обеспечить глухонемую дочь, но тут один из работников притаскивает сумку с несколькими килограммами кокаина, а вскоре объявляется ее владелец и его подчиненные с «калашниковыми».
Лаконичный и даже чересчур, может быть, прямолинейный фильм Жюльена Леклерка («Налетчики», «Лукас») похож на какой‑нибудь второстепенный триллер с Чарлзом Бронсоном. Дело в основном происходит на лесопилке, поэтому в ход идут, собственно, пилы, а также топорики, трактора и прочая полезная утварь. Приглушенные цвета, естественное освещение, минимум слов — решительно ничего особенного, но в своем жанре убедительно.
«Ритм-секция» («The Rhythm Section»)
Женская версия 101-го фильма с Лиамом Нисоном или Джерардом Батлером. Молодая англичанка (Блейк Лайвли), после того как ее семья гибнет при крушении самолета, настолько падает духом, что из Оксфорда переезжает в дешевый бордель, где вдобавок сидит на героине. Там ее находит журналист, сообщающий, что крушение на самом деле было терактом исламистов, и когда она решает отомстить, отставной агент MI-6 (Джуд Лоу) делает из нее убийцу.
«Секция», произведенная бондовской компанией EON по книжке с продолжениями, еще до эпидемии успела побить пару прокатных антирекордов; вот уж где франшизы не будет. Режиссер Рид Морано («Рассказ служанки») раньше работала оператором, так что отдельные фрагменты сделаны красивенько, и Лайвли играет с мазохистским азартом, но в остальном это и правда довольно чудовищно: тягучий среднебюджетный евротриллер, крохи со стола Борна и Бонда.
Для непроходимо угрюмого фильма здесь, впрочем, много смешного — в первую очередь, конечно, весь тренировочный кусок с брутальным Джудом Лоу в шотландской глуши. Кроме того, в начинающем киллере подкупает правдоподобие: на каждом новом задании героиня почти проваливается, поскольку то долго думает, то кого‑то жалеет, то еще что‑нибудь. Отдельно, учитывая название, хочется отметить саундтрек с участием Лу Рида, Элвиса Пресли и The Mamas and the Papas, комментирующий действие с солдатской прямолинейностью («I’m Waiting for my Man!», «It’s Now or Never!»).
«Звери, чтоцепляютсязасоломинку»
(«Beasts That Cling to the Straw»)
Южнокорейский нуаровый фарс. В портовом городе в камере хранения бани при гостинице кто‑то оставляет поддельный Louis Vuitton, набитый купюрами. Сумку находит во время уборки местный служащий — честный простак, остро нуждающийся в деньгах. Потом мы постепенно знакомимся с другими участниками этой истории: таможенником, задолжавшим бандиту, секс-работницей, мечтающей избавиться от мужа-насильника, ее начальницей с красноречивой, как выяснится, татуировкой акулы на бедре, дружелюбным полицейским, явно пересмотревшим «Коломбо», и так далее.
Поначалу, пока автор расставляет фигуры на доске, фильм требует чуть большей, может быть, концентрации внимания, чем кому‑то по душе (не больше, впрочем, каких‑нибудь «Джентльменов»), но тем радостнее будет наблюдать за стремительным развитием партии во второй половине. Клишированные персонажи и ситуации выглядят свежо благодаря региональному колориту и отдельным остроумным находкам. Да и в целом эта кровавая комедия про глупость и алчность, отчетливо вдохновленная Коэнами, оставляет чрезвычайно приятное впечатление.
«Погибель» («Jusqu’au declin»)
Отличный, пугающе своевременный канадский триллер. Несколько человек собираются в квебекской глуши, где гуру-сурвивалист в своих угодьях — полный ловушек лес, тайники с оружием, автономные источники энергии и продовольствия — проводит экспресс-курс по выживанию в условиях апокалипсиса. На скаутский лагерь это похоже до первого происшествия: полдюжины вооруженных параноиков в замкнутом пространстве — сочетание взрывоопасное.
Не столько боевик, сколько психологическая зарисовка в формате «случай на охоте», этот фильм умеет использовать свои ограниченные ресурсы экономно и эффективно. Как и его герои — не безумцы и маргиналы, а просто напуганные обыватели, которые собираются прятаться не от метеорита, а от эпидемии и отбиваться не от зомби, а от мигрантов или доведенных до ручки соседей. Каждый из нас, покупая лишнюю пачку гречки про запас, уже заглянул в этот фильм, который оказывается и увлекательным жанровым упражнением, и важным напоминанием о том, что апокалипсис мы носим в себе.
«Морские паразиты» («Sea Fever»)
Еще один фильм, вдруг ставший гораздо более злободневным, чем предполагали его авторы. Студентка в области морской биологии — нелюдимая, способная и с модельной внешностью (Гермиона Корфилд) — подсаживается стажером на рыболовное судно с не слишком приветливой командой (Дугрей Скотт, Конни Нильсен и другие), особенно опасающейся ее рыжих волос. В море к траулеру что‑то присасывается.
Скромная ирландская вариация на тему «Чужого» — с клаустрофобическим пространством, не до конца понятной угрозой и решительной девушкой, которую никто не слышит. Акцент сделан не на саспенс (вполне приличный, впрочем) или спецэффекты (их чуть-чуть), а на столкновение характеров и проблемы эпидемиологии. Главный конфликт — народные приметы против науки. Главный вопрос (терзавший и команду «Ностромо») — как следует поступать с инфицированными ради общего блага.
«Мыпризываемтьму» («We Summon the Darkness»)
Совершенно пустяковый, но симпатичный сатирический слэшер. В 1988 году, в период «сатанинской паники» в США (массового психоза на тему кровавых культов) и на фоне сообщений о серии ритуальных убийств подростков, трое задорных девушек едут на концерт хэви-металлической группы и знакомятся там с тремя юношами.
Средний Запад, косухи, пентаграммы, перевернутые кресты — фактура что надо. Почти исчерпав сюрпризы в отличном первом акте, фильм сворачивает в совсем знакомое русло, где уже не так интересно, но все равно это довольно весело. Солнцеликая Александра Даддарио убедительно смотрится в роли тинейджера, которым очень давно не является. В небольшой, но важной роли пастора появляется Джонни Ноксвилл.