Ульяновская домристка, концертмейстер Государственного оркестра русских
народных инструментов Светлана КРАШЕНИННИКОВА считает, что любовь
к народной музыке заложена в наших генах.
Девочка и домра
Ее путь в мир большой музыки мог бы показаться типичным – заметив способности девочки к пению и творчеству, родители отдали восьмилетнюю дочь в музыкальную школу. Только в отличие от других детей (многие успешные музыканты любят вспоминать, как в детстве занимались из-под палки), Светлана ходила в музыкальную школу с удовольствием. Маме очень нравилась балалайка – в ее родной деревне на этом инструменте играли все "первые парни". Но класса балалайки в школе не оказалось, так они и познакомились – Светлана и домра. Педагоги быстро обнаружили в девочке способности, у воспитанницы оказался абсолютный слух. После семи лет занятий ни учителя, ни сама Светлана не видели другого пути, кроме как поступление в музыкальное училище.
…Спустя несколько лет она вернется сюда уже в качестве педагога. А пока – полное отсутствие проблем на вступительных испытаниях и начало "взрослой" творческой деятельности.
- В училище весь наш курс был приглашен в ансамбль народных инструментов, - вспоминает Светлана Валентиновна. – Он базировался в тогдашнем ДК профсоюзов, руководил коллективом Николай Ильич Кондрашин. Это был мой первый опыт сценических выступлений, довелось даже выступать в Болгарии.
Способности и упорство
Когда в консерваторию города Горького приехала поступать домристка из Ульяновска, в известном творческом вузе удивились – потенциальных абитуриентов и города, откуда они могли приехать, маститые педагоги знали заранее. Ульяновск в их представлении таким городом не был. Но Светлана удивила экзаменаторов, успешно пройдя конкурс. К тому времени она уже почувствовала вкус профессиональной деятельности и решила совмещать работу и заочный процесс получения высшего образования. Стала преподавать в детской музыкальной школе № 1, где трудится и сейчас – вот уже более тридцати лет.
Она признается, что не карьеристка, никогда не стремилась наверх, но так получалось, что оказывалась на первых ролях. Талант и трудолюбие делали свое дело. А еще судьба сводила с замечательными людьми. В консерватории учителем Крашенинниковой был Владимир Никулин - первый российский домрист, ставший победителем международного конкурса.
А в 1984 году Светлана Валентиновна приняла приглашение к сотрудничеству от Евгения Федорова. Именно тогда в Ульяновске появился любительский оркестр русских народных инструментов, который возглавил Евгений Александрович.
Единый организм
Сегодня этот коллектив, чуть менее десяти лет назад получивший статус государственного, известен и за пределами России.
- А тогда занимались на общественных началах и энтузиазме. Евгений Александрович просто решил собрать всех неравнодушных к делу. Я стала концертмейстером оркестра и занимаю эту должность по сей день.
Концертмейстер – правая рука дирижера. Если последний руководит творческой составляющей, то его помощник – всеми процессами, которые это творчество обеспечивают: настройкой инструментов, дисциплиной музыкантов, соблюдением всех тонкостей выступления и прочими организационными задачами. На вопрос, не страшно ли отвечать за столь большой коллектив, Светлана Валентиновна рассуждает, что для нее это естественный процесс. По ее мнению, "правильный" концертмейстер должен не просто владеть музыкальным мастерством, но и обладать лидерскими качествами, пользоваться уважением коллег. Во многом добиться взаимопонимания помогает совместная творческая деятельность. Идет обмен идеями, внутри оркестра рождаются ансамбли (большинство творческих союзов появляется с легкой руки концертмейстера), придумываются новые аранжировки. Их создание – одно из направлений работы Светланы Крашенинниковой. Она делает переложения и аранжировки музыкальных произведений для солирующей домры, ансамблей, оркестров русских народных инструментов.
Возможно, добиться успехов в работе концертмейстера Светлане Валентиновне помогает некий "медицинский" подход. Она признается, что если бы не стала музыкантом, пошла бы в доктора. Любит точность, не терпит пренебрежения мелочами и, видимо, работу оркестра воспринимает как функционирование единого организма.
Помимо оркестра ее мысли и время занимает государственный ансамбль народных инструментов "Садко", художественным руководителем которого она является.
- И там, и там есть свои сложности. В ансамбле нас пять человек, все на виду, и ошибка каждого заметна сразу. Оркестр – большой коллектив, где, казалось бы, индивидуальное мастерство не так бросается в глаза, но оркестр сложнее заставить звучать слаженно.
Богатство красок
Свой юбилей Светлана Валентиновна Крашенинникова отметила сольным концертом в областной филармонии. Готовилась на протяжении года, ежедневно устраивая "тренировки" с домрой. И в обычные дни при столь большой загруженности (работа в школе, оркестре, ансамбле, масса творческих проектов) Светлана Валентиновна постоянно совершенствует личное мастерство. Тенденции развития музыки при всей консервативности классики и фольклора постоянно меняются – нужно следить за новациями, не пропускать мастер-классы, учиться, учиться, учиться…
Вспоминая, как когда-то не попала в класс балалайки, Крашенинникова признается, что ни разу в жизни не пожалела о своей дружбе с домрой:
- Это душевный инструмент, на нем можно исполнить и что-то лирическое, и что-то стремительное, яркое. У домры большие тембральные возможности, она открывает перед исполнителем и слушателем богатство красок - можно играть и классику, и фольклор, и современную музыку.
Подводя промежуточные итоги, как это принято в год юбилея, Светлана Валентиновна называет себя счастливым человеком. Есть любимая работа. Есть продолжатели – ученики и дочь Анастасия, домристка, студентка Казанской консерватории, лауреат всероссийских и международных конкурсов. И есть огромное желание работать, масса идей, которые хочется реализовать.
- Чтобы народная музыка жила, нужно с любовью относиться к своему делу. И нести это искусство в массы, привлекая людей. Не все признаются в интересе к этому жанру, более того – многие даже не знают, что могут его полюбить. Но каждый, кто однажды пришел на выступление нашего оркестра, потом не пропускает его выступления.