"Ориентиры развития науки и высшего образования заданы президентом в послании Федеральному собранию, Указе о национальных целях и в обновленной Стратегии научно-технологического развития. Опираясь на уже сформированный задел, планируем обеспечить достойный вклад в достижение технологического лидерства и других национальных целей. Сконцентрируем усилия на двух ключевых направлениях - подготовке высококвалифицированных кадров для приоритетных отраслей экономики и развитии передовых исследований и разработок",- сказал Валерий Фальков.
Совместно с Минпромторгом проработаны запросы ключевых отраслей. Например, в нацпроекте "Беспилотные авиационные системы" предусмотрена подготовка кадров с точностью до региона и конкретного специалиста до 2030 года. Аналогичная работа проведена по формируемым нацпроектам "Экономика данных", "Станкостроение" и "Радиоэлектроника".
Зарекомендовал себя флагманский проект Минобрнауки - "Передовые инженерные школы", в которых готовят специалистов под запросы технологических компаний. Создано 50 таких школ, к 2030 году их будет 100.
Валерий Фальков отметил необходимость корректировки модели высшего инженерного образования. Суть изменения - усиление единого ядра инженерного образования с акцентом на практикоориентированность, подготовку специалистов за один такт при увеличении срока обучения и тесной связи с работодателем.
Для повышения качества медицинского образования будут обновлены стандарты, определяющие требования к педагогическим кадрам, клиническим базам, помещениям и материально-техническому оснащению, скорректирован ФГОС по клинической медицине, усовершенствован порядок открытия вузами новых образовательных программ (в принятии этих решений будет участвовать Минздрав).
Наряду с указанными мерами необходимо организовать программу повышения квалификации преподавателей медицинских дисциплин в ведущих вузах и научных институтах, обновить оборудование, усилить связь с клинической практикой.
Ключевой приоритет Минобрнауки России - обновление национальной системы высшего образования.
В Министерстве науки и высшего образования РФ под председательством замминистра Ольги Петровой состоялось первое заседание рабочей группы по вопросам поддержки молодых студенческих семей.
Участники анонсировали проведение конкурса на лучший проект по созданию инфраструктуры для молодых семей с детьми. Проекты-победители по трем номинациям получат финансирование в размере до 2,4 млн рублей и будут реализованы до конца года.
В ходе заседания было предложено к 2030 году создать комнаты матери и ребенка и группы кратковременного пребывания детей в 479 государственных вузах. Инициатива может быть реализована в рамках нового национального проекта "Семья". Пока группы кратковременного пребывания детей открыты в 36 университетах, комнаты матери и ребенка - в 26 вузах.
Напомним, для поддержки молодых студенческих семей Минобрнауки России реализует ряд мер. "Это материальная помощь, возможности перевода (при наличии мест) с платного на бюджетное место, предоставление мест в общежитиях студенческим семьям, предоставление путевок в санатории и многое другое. Вузы у нас автономны, и каждый ректор имеет свой план действий. Сейчас мы собираем лучшие практики, в том числе те, которые не касаются напрямую финансовой поддержки, - это практики, продвигающие семейные ценности", - отметила замглавы Минобрнауки России.
Женщины, родившие ребенка в период обучения в вузе, могут перейти с платного места на бюджетное уже в 264 университетах. Для них предусмотрены материальные выплаты. Кроме того, студенческие семьи с детьми обладают преимущественным правом на получение мест в общежитиях 295 вузов.
Стартовал цикл семинаров для проректоров по молодежной политике и воспитательной деятельности. Первое совещание прошло в Грозном. В ближайшее время подобные мероприятия состоятся в Воронеже, Москве и Томске. Участниками станут 700 проректоров.
В программу входят лекции, лектории, презентации и панельные дискуссии. Экспертами выступают представители Минобрнауки России, Росмолодежи, "Движения первых", Всероссийского студенческого проекта "Твой ход".
Главными темами дискуссий станут различные форматы взаимодействия со студенческой молодежью, вопросы реализации внутренних вузовских проектов и участия в них проректоров и преподавателей. Отдельное внимание уделят интеграции в вузовскую повестку преподавателей - выпускников программы "Голос поколения". Планируется, что участники обсудят Стратегию молодежной политики до 2030 года и реализацию будущего национального проекта "Молодежь и дети".