О сказках XX века решили поговорить участники литературной студии "Восьмерка". Прошлая встреча объединения была посвящена народным сказкам-инициациям, и, продолжая тему, любители литературы перешли к авторским произведениям этого жанра, написанным в XX веке. Обсуждение вновь превратилось в своеобразный экскурс в детство. Но, как оказалось, на этот раз не в "детство" человечества.
"В сказках прошлого века преобладают антикапиталистические мотивы,– начал беседу ведущий литературной студии, журналист Сергей Гогин.– Например, в "Незнайке на Луне" Николая Носова предстает утопическое государство, в котором всего хватает и люди живут в согласии. Только на Луне они сталкиваются с частной собственностью. Еще я выявил мотив противостояния классовому превосходству и тоталитаризму. Взять Урфина Джюса Александра Волкова – он воспринимается как настоящий тоталитарный правитель. Даже чем-то похож на Гитлера, только без продуманной идеологии".
Чем же отличаются народные сказки-инициации от авторских? Это стало главным вопросом встречи. Участники литературной студии отметили, что чем современнее культура, тем больше она соответствует "взрослому" сознанию. Сказки XX века в большинстве своем посвящены психологизму, перипетиям "взрослых" взаимоотношений, а народные сказки как бы стоят над ними – они отражают космогонические процессы и незамутненное социальными отношениями детское восприятие. Еще одно важное отличие, подмеченное участницей встречи, журналисткой Алисой Лист, – народная сказка много раз передавалась из уст в уста, и постепенно от нее отсекалось все лишнее, оставалась суть. В авторской же сказке много деталей, отражающих не суть, а мысли самого автора.
"XX век отличается удачными парафразами классических сюжетов – например, "Легенда о Ланселоте". Писатели брали классический сюжет и насыщали его социальностью",– добавил Сергей Гогин.
Но что же останется от авторских сказок в будущем, какая суть будет схвачена нашими потомками? Вероятно, все же что-то "надсоциальное", выражающее путь человечества, его движение.
Вспомнили и "Приключения Чиполлино" Джанни Родари, назвав самой политической детской книгой. "Революционера" Чиполлино даже сравнили с главным героем боевика.
Поговорили о Пеппи Длинныйчулок, которую один из участников встречи назвал "девочкой-панком". И действительно – Пеппи Длинныйчулок "панкует" и делает все, что хочет. Например, спит с ногами на подушке и с головой под одеялом, а возвращаясь домой, пятится задом, потому что ей не хочется разворачиваться; раскатывает тесто прямо на полу и держит лошадь на веранде. Персонаж Пеппи дает ребенку прочувствовать вкус свободы. Но, к сожалению, разрыв между свободой литературного персонажа и жизнью велик. Со всех сторон ребенка окружает "забота" родителей, не дающих ему шага ступить без подсказки, и реализовать, изжить свои детские желания – "наиграться". Дети закрываются от мира, навязанного взрослыми, и уходят в виртуальную реальность. Насыщаясь ей, они готовы терпеть лишения и несправедливости в жизни, не "наигравшись" и не желая преобразовывать свое настоящее, не решаясь на настоящее действие.
Человечество прошло большой путь взросления – от "детского" восприятия, отраженного в сказках-инициациях, до "подросткового" Средневековья и "взрослого" XX века. Что же дальше – "старость" или что-то совершенно новое? Как будет выглядеть сказка будущего? А вдруг человечество пойдет по пути "кольцевой композиции"? Можно предположить, что сказка вновь упростится, из нее уйдут "психологизмы", и их место займут мотивы раскрытия духовного потенциала человека, которые уже есть в древних сказках-инициациях.