настоящий бум увлечения этими спортивными гаджетами.
Гироскутер – это "личное электрическое транспортное средство", разработанное и адаптированное для безопасного перемещения по городу. Аппарат представляет собой поперечную планку, чем-то похожую на деку скейтборда с двумя большими колесами, расположенными спереди и сзади гироскутера, перпендикулярно планке-платформе с резиновыми накладками. На самом деле гироскутер – это облегченный сегвей без нелепого рулевого столба.
Среди аналогичных видов малогабаритного транспорта гироскутер выглядит наиболее адекватно: не такой громоздкий, как сегвей; не такой сложносочиненный и дорогой, как большинство псевдоховербордов; наконец, не вызывает такие сильные ассоциации с цирком, как унициклы и моноколеса. В целом у гироскутеров есть все шансы стать переизобретенным в мире высоких технологий велосипедом.
Что касается авторства, то первым до идеи гироскутера додумался Шейн Чэнь, американский бизнесмен и основатель компании Inventist. 1 мая 2013 года Чэнь начал Kickstarter-кампанию по сбору денег на запуск производства Hovertrax. В том же году Чэнь дал интервью LosAngelesTimes, в котором рассказал, что HovertraxSolowheel был скопирован другими производителями. Печально, но факт: слава гироскутера распространилась по миру именно благодаря суете с авторскими правами. Сегодня большинство гироскутеров производятся в Китае, на фабриках в Шэньчжэнь, провинция Гуандун (КНР).
Кому они нужны
За счет мобильности, удобства, малых габаритов и легкости в освоении гироскутерами пользуются и дети, и пожилые люди, а основная целевая аудитория – подростки, кидалты, технократы и earlyadopters – уже придумала десяток неофициальных применений: с ними ставят танцевальные номера, используют для воркаута и йоги, переделывают в переднеприводный карт. Для тех, кто все еще сомневается в простоте использования гироскутера, существует много других видеодоказательств: от Михаила Галустяна в КВН до Криса Брауна, Джастина Бибера и других. А вот Майк Тайсон показал, как кататься не надо.
Как работает гироскутер
Устройство передвигается за счет электропривода на двух литиевых аккумуляторах. Также гироскутер оснащен системой динамической балансировки, встроенными датчиками и гироскопом. Такая железная начинка позволяет "водителю" гироскутера держать баланс и не падать. Ускорение и торможение контролируется за счет небольшого наклона вперед или назад (до 15 градусов), а наклоны влево-вправо обеспечивают повороты. Время освоения гироскутера минимально: уже через 15–30 минут даже дети и пожилые люди, судя по тест-видео, вполне уверенно держатся на колесах.
Несмотря на небольшие размеры, вставать на него можно без опасений (правда, боксерам-тяжеловесам стоит учесть, что конструкции большинства моделей выдерживают вес до 110–120 кг). Надо понимать, что гироскутеры имеют ограничение, связанное с максимальным углом подъема: как бы отчаянно ни нагибался водитель, но горку круче 17–45 градусов даже самому мощному гироскутеру просто не одолеть.
При этом модель типа SmartBalance можно положить в рюкзак, повесить на плечо и поставить под стол в кафе на подзарядку (на нее уходит 2–3 часа). Максимальная скорость большинства моделей около 12–15 км/ч, некоторых – до 20 км/ч; соревноваться можно будет разве что с медлительными велосипедистами. Емкость батарей – второе препятствие, чтобы почувствовать себя королем дорог; аккумуляторов хватает на 25–40 километров, то есть два-три часа езды по городу. Справедливости ради стоит добавить, что в ближайшее время наверняка стоит ожидать улучшений ТТХ модельного ряда у всех производителей.
Критика
Надо признаться – пока что гироскутеры скорее раздражают, чем радуют. По крайней мере, многих. Отчасти из-за своего прямолинейного маркетинга. Пока они напоминают скороспелый продукт хайп-машины, очередную спекуляцию трендсеттеров, настоящее значение которой можно оценить лишь спустя время.
Во-вторых, проблема гироскутера косвенно заключается в его целевой аудитории, которая напоминает со стороны секту бизнесменов-гедонистов. Со стороны обладатель гироскутера выглядит как сказочный Емеля на печи: для поездки он не предпринимает никаких усилий (в отличие от тех же велосипедистов или любителей самокатов). В гироскутере отсутствует спортивный элемент, азарт и вызов. Это технически удобное средство для ленивых и обеспеченных людей, со всеми вытекающими: экологичностью, безопасностью, сухой функциональностью и спокойной монотонностью поездки.
Также пока что не совсем ясно, куда податься владельцам гироскутеров, чтобы никого не раздражать. На дороге им явно не место, на велодорожке они будут тормозить велосипедистов (за счет низкой скорости), и в пешеходной зоне их вряд ли назовешь желанными гостями. Большой парк – пожалуйста; перекопанный тротуар какого-нибудь бульвара – увольте.
Самые популярные модели
• SmartBalance (с Bluetooth-колонками и без)
Цена: 17 500–19 700 руб. (без колонок), 25 990 руб. (хром)/20 990–21 990 руб. (с колонками, с хромом и без)
Вес: 10 кг
Максимальная скорость: 12 км/ч
Расстояние: 25 км
Диаметр колеса: 170 мм
Нагрузка: 20–110 кг
Время полной зарядки: 2 часа
Аккумулятор: 36 В, 4.4 Ач, литийионный (Samsung)
Максимальный угол наклона: 15°
Габаритные размеры: 548×186×178 мм
––––––––––––––––––––––––––––––––
• SmartSUV (Avatar)c 10-дюймовыми колесами
Цена: 25 990 руб. (просто цвета)/26 990 руб. (некоторые принты)
Вес: 12 кг
Максимальная скорость: 15 км/ч
Расстояние: до 20 км
Диаметр колеса: 254 мм
Высокая проходимость за счет 10-дюймовых колес
Максимальная нагрузка: до 120 кг
Время полной зарядки: 2 часа
Аккумулятор: 36 В, 4.4 Ач, литийионный (Samsung)
Максимальный угол наклона: 15°
Габаритные размеры: 675×255×260 мм
––––––––––––––––––––––––––––––––
• Smart Transformer (с Bluetooth-колонками и без)
Цена: 25 990 руб.
Вес: 10 кг
Максимальная скорость: 12 км/ч
Расстояние: до 25 км
Диаметр колеса: 170 мм
Нагрузка: 20–110 кг
Время полной зарядки: 2 часа
Аккумулятор: 36 В, 4.4 Ач, литийионный (Samsung)
Максимальный угол наклона: 15°
Габаритные размеры: 548×186×178 мм
––––––––––––––––––––––––––––––––
• Smart Genesis Pro
Цена: 29 500 руб.
Вес: 11,5 кг
Максимальная скорость: 20 км/ч (самый быстрый из 6,5-дюймовых гироскутеров)