Конкурс прошел в Ульяновске 12-13 мая. За победу в пяти номинациях и главный приз – премию национального проекта "Образование" – боролись более 150 школьников и студентов Ульяновска и области.
Первый день конкурса проходил в Областном дворце творчества детей и молодежи, где в торжественной обстановке фестиваль был объявлен открытым. Зрителей и участников приветствовали первый проректор– проректор по учебной работе УлГУ Сергей Бакланов, руководитель проекта "Новое поколение" Галина Пазекова и председатель экспертного совета конкурса Елена Модникова. К слову, две последних гостьи из Москвы долгое время проработали в Ульяновском госуниверситете и продолжают сотрудничество с вузом. Организаторы пожелали юным конкурсантам успехов и выразили уверенность, что идеи начинающих инноваторов помогут улучшить наш мир.
Сразу после торжественного открытия начала работу выставка с презентациями проектов. Два этажа Дворца творчества были заполнены ребятами, желающими представить свои разработки в сферах экологии, физики, механики, художественного творчества и многих других.
На первом этаже в зоне, где были представлены исследовательские дебюты (проекты участников от 7 до 14 лет), было особенно людно. Интерес у корреспондентов "Вестника" сразу вызвал школьник, который презентовал корабль необычной конструкции. Оказалось, Артем собрал "виброход" – судно с вибродвигателем. Идея пришла мальчику на основе игрушки – "виброжучка", и за два месяца была создана рабочая модель альтернативы нынешним судам. Возможное применение виброхода Артем видит в спасательных операциях: ввиду конструкции движущего устройства шанс навредить человеку, нуждающемуся в помощи, практически сводится к нулю. С увеличением размеров модели и дистанционным управлением виброход может стать отличным подспорьем для водных спасателей.
На втором этаже разместились проекты старших конкурсантов, здесь экспозиция отличалась меньшей яркостью и наглядностью, но сразу чувствовался серьезный настрой. Проходили оживленные обсуждения, кто-то сосредоточенно "вбивал" новые идеи и советы в память гаджетов, экспертный совет просматривал стенды.
Трое ребят из средней школы № 21 презентовали проект "Культурный интеллект лидера". Суть работы Виталия Гаврикова, Валерии Дубининой, Эльмиры Галеутдиновой – помощь в реализации 16-й и 17-й целей, поставленных ООН для преобразования жизни на планете (правосудие во всем мире и партнерство в интересах устойчивого развития). Контрольной группой разработчики выбрали коллектив родной школы. На графиках, представленных в презентации, был виден несомненный успех уже проведенных мероприятий по изучению культур разных народов и распространению идей толерантности. Программа тщательно продумана и рассчитана на пять лет. Забегая вперед, скажем, что по итогам конкурса проект удостоен специального приза Международного форума изобретателей и инноваторов "EvroInvent" и отдельной наградой в номинации "Человек – человек" от инновационного центра "Сколково".
После выставки-салона конкурсанты приняли участие в форсайт-сессии "Мой город: 2030", где рассказали о предполагаемой роли своих проектов в будущем города, страны, мира.
Второй день фестиваля принимал Ульяновский госуниверситет. Восхищение идеями участников выразил ректор вуза Борис Костишко. Организаторы посетовали на сложность выбора – слишком много интересных и полезных работ было представлено на конкурс. В каждой из пяти номинаций были определены три призера среди основного конкурса и три призера "Исследовательского дебюта". Главной награды – премии национального проекта "Образование" – удостоился проект "Золотые пропорции: ключи к комфортному пространству города" Анны Лещенко.
Номинации конкурса
"Исследовательский дебют" – проекты, исследовательские работы участников возрастной категории от 7 до 14 лет;
"Человек – техника" – высокие технологии; взаимодействие компьютеризованных и социальных систем; компьютерная физика; приборостроение, проектная деятельность;
"Человек – знаковая система" – человек в информационном обществе; программирование, сети, Интернет; математическое моделирование и др.
"Человек – живая природа" – биофизика, биоинженерия, биотехнологии; сельское хозяйство; технологии здоровья и безопасности жизнедеятельности; современные компьютерные технологии в науке и образовании;
"Человек – человек" – культура в условиях становления глобального коммуникационного пространства; спорт, игры, туризм, досуг; развитие живых систем, социализация личности и др.;
"Человек – художественный образ" – аудио-, видео-, фотография; проектная деятельность; дизайн и др.