Ленинский мемориал предлагает погрузиться в красочный мир французского художника Анри де Тулуз-Лотрека (1864-1901), одного из самых незаурядных представителей творческой элиты Парижа конца XIX века, постимпрессиониста, певца "прекрасной эпохи".
Его картины и рекламные афиши, изображающие завсегдатаев ночных кабаков, полуодетых танцовщиц Мулен-Ружа, выступления цирковых артистов, хорошо известны современному зрителю. Написанные яркими красками без соблюдения законов перспективы – в угоду декоративности и торжеству праздника – они, казалось бы, изображают веселые и беспечные дни художника-повесы, пропадающего в ночных заведениях Монмартра, одного из самых богемных районов Парижа, навсегда увековеченного Лотреком. Однако работы француза в первую очередь обнажают психологию человека. Во всем этом бурлеске и гротеске предстает душа – искалеченная, опустившаяся порой до самого дна, но остающаяся живой и открытой.
Художник происходил из древнего и знатного графского рода Тулуз-Лотреков-Монфа. Его предки были знаменитыми крестоносцами, полководцами, роднились с лучшими королевскими семьями Англии и Франции. Анри был единственным ребенком в семье и должен был стать продолжателем рода. Но в славную историю маленького принца вмешалась жестокая судьба. В 13 лет он, неудачно поднимаясь с кресла, сломал шейку бедра левой ноги, а год спустя получил перелом правой ноги. Кости не желали правильно срастаться, что привело к самым ужасным для молодого человека последствиям. К 20 годам он превратился в карлика и уродца: непропорционально большие голова и тело, приставленные к тоненьким и хилым ножкам ребенка. Лотрек мужественно переносил болезнь, воспринимая происходящее с потрясающим чувством юмора.
Направление, в котором работал Анри, известно в искусстве как постимпрессионизм, оно же дало корни модернизму, или арт-нуво. Однако к такому стилю художник пришел постепенно. На первых порах он писал в импрессионистской манере: его восхищали Эдгар Дега, Поль Сезанн. Кроме того, источником вдохновения служили японские гравюры. В 1885 году живописец поселился на Монмартре, являвшем собой тогда полудеревенский пригород с ветряными мельницами, вокруг которых чуть позже и откроются знаменитые кабаре. Район стал главным вдохновением в жизни молодого Лотрека и открыл в нем новые творческие грани, ставшие чертами его фирменного стиля. Более того, художник стал одним из зачинателей искусства литографии, или печатного плаката, в котором его яркая декоративная манера могла быть применима в наилучшем свете. Как-то судьба его свела с Ван Гогом, они стали друзьями. Два отверженных человека непростой судьбы, два великих постимпрессиониста познакомились в ателье. Оба обладали бурным темпераментом и огромным запасом творческой энергии. Однако на этот мир они смотрели по-разному: Винсент стремился любить и сопереживать, а Анри был холоден и отстранен, лишь наблюдал за происходящим. Перед гибелью Ван-Гога Лотрек написал пастелью его портрет, где Винсент запечатлен в профиль, сидящий в одиночестве в кафе, наедине со своими мыслями.
Маленькому гению была предназначена участь многих гениальных людей – жизненный путь длиною в 37 лет. Он умер на руках своей матери в 1901 году от алкоголизма и болезней, истощивших его организм. Несмотря на прижизненную неприязнь критиков к художнику, через несколько лет после его смерти к Тулуз-Лотреку пришло настоящее призвание. Его наследие считается одним из самых богатых: француз оставил около 600 живописных работ, несколько сотен литографий, более тридцати плакатов, гравюры, монотипии, тысячи рисунков, этюдов и набросков. Он вдохновлял множество молодых художников, в том числе Пикассо.
На выставке "Анри де Тулуз-Лотрек. Paris, Paris …" в Ленинском мемориале представлены более 50 литографий знаменитого мастера из частных европейских коллекций: афиши легендарных парижских заведений, портреты танцовщиц и артисток кабаре, зарисовки из повседневной уличной жизни, а также эпизоды из "цирковой" серии. Благодаря мастерству художника зритель сможет почувствовать атмосферу роскошной и безмятежной поры, именуемой "LaBelle Époque".