Сегодня в квартире-музее семьи Ульяновых (пл. Ленина, 1в) состоится открытие выставки «Необыкновенные путешествия по Евразии: исторические костюмы и народные типы в западноевропейской и русской гравюре XVIII-XIX веков», предоставленной для экспонирования Государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником «Остров-град-Свияжск» (Республика Татарстан).
На протяжении многих столетий представления жителей Западной Европы о людях, населяющих восточные территории, опирались на разрозненные, зачастую полуфантастические сведения. Визуальные образы населения Русского государства (позднее Российской империи) и азиатских народов стали появляться в XVI- XVII вв., особенно характерны для XVIII– начала ХIX вв.
Восемнадцатое столетие вошло в историю как эпоха Просвещения – время распространения образования и книжной культуры, развития наук и активной популяризации научных знаний. Огромный интерес вызвало познание стран и народов.
Исследователи-путешественники в экспедициях сами делали рисунки или привлекали профессиональных художников, фиксировали типичный облик встреченных людей, рисовали костюмы. Предписывалось, что в изображениях иноплеменных народов надлежит «стараться списывать с них вернейшие портреты и сохранять в оных характер, свойственный каждому народу или племени, ибо в рисунках натура, должна быть представлена, как она есть, а не так, как она может быть красива и совершенна».
В XVIII– начале ХIX вв. были опубликованы многочисленные иллюстрированные книги, атласы, альбомы, посвященные описаниям различных уголков планеты и стран, обычаям и нравам их обитателей. Эти издания несли познавательную и визуальную информацию, открывали широкий мир за пределами своего места проживания.
Подобные гравюры выпускались и в России, и в Западной Европе, имели успех у образованной публики. Нередко изображения кочевали из одного издания в другое, точно повторяясь, либо подвергаясь некоторым изменениям.
Собранные к концу XVIII века графические сведения о народах Российской империи систематизировал гравер Х. Рот, издававший в 1774-1775 гг. журнал «Открываемая Россия».
Сегодня комплекс его гравюр исследователи называют «костюмы Георги», так как они были изданы Иоанном Готлибом Георги, известным ученым и путешественником, членом Петербургской академии наук. В его труде «Описание всех обитающих в Российском государстве народов, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достойнопамятностей» впервые Россия была широко и зрелищно представлена как многонародная империя, «от лопарей до камчадалов». Гравюры из этого источника многократно воспроизводились в других изданиях XVIII–ХIX вв.
Часть этих работ представлена на выставке. Они, несомненно, вызовут интерес посетителей, как и элементы национальных костюмов жителей Поволжья конца XIX– начала ХХ вв.
Выставка дополнена материалами из личного фонда Дмитрия Архангельского, хранящегося в музейном собрании Ленинского мемориала. Дмитрий Иванович– талантливый художник и неутомимый пропагандист искусства, увлеченный краевед и этнограф страстный коллекционер, один из главных творцов культуры Симбирско-Ульяновского края. Русский по происхождению, художник оказался весьма чутким исследователем национальных культур Среднего Поволжья. Народное творчество чувашей, мордвы, татар было для него бесценным материалом.
Костюмы, утварь, украшения собирались им и многократно зарисовывались, в этих рисунках чувствуется рука опытного этнографа. Четкость и точность делают их документальными источниками для этнографических исследований, изучения народного искусства и национального орнамента.
Кроме костюмов и их элементов, акварелей Архангельского на выставке представлены открытки с «типами России», изданные в начале XX века, альбом «Русские народы. Европейская Россия. Наброски пером и карандашом» выпущенный в 1894 г. в Москве; листы из печатного издания «Народы России» и другие материалы.