Реализация национальных проектов, молодежная политика регионов, модернизация системы образования, перспективы российской науки – все это стало темами масштабного разговора в Университете Лобачевского. Российский форум «Молодежь и наука» объединил первых лиц системы науки, высшего образования и молодежной политики, ведущих ученых, экспертов высшей школы и новое поколение российской интеллектуальной элиты.
Как отметил президент Российской академии наук Александр Сергеев, в советское время движение молодого ученого по карьерной лестнице через университеты и научные институты было почти автоматическим. В современных условиях траектория карьеры должна быть не менее привлекательной для молодежи.
«Мы предлагаем начинать со школы. Качество студента на выходе из университета не улучшается. Мы были свидетелями этого процесса в 90-е и нулевые. Многие говорят университетам: кого вы учите? А университеты кивают на школу: кого вы к нам привели? Нужно обратить внимание на ценности, которые есть в нашей стране, которые нас объединяют: толерантность, освоение и покорение пространства. А еще хочется, чтобы нас объединяла ценность науки, об этом и надо рассказывать в школе. У нас есть школы, с которыми мы взаимодействуем. Сопровождение молодых людей со школьной скамьи – это одна из главных задач РАН. Кроме того, нам надо поднимать престиж и статус учителя», – заявил Александр Сергеев.
Большое значение работы в школе отметила и министр молодежной политики Нижегородской области Ольга Петрова. По ее словам, Нижний является уникальным регионом, где выстроена и эффективно функционирует вся цепочка элементов научно-исследовательской карьеры: от детских образовательных пространств «Кванториум», IT-кубов и Точек роста, школ РАН и создаваемого в Балахне Специализированного учебно-научного центра до университетов и академических институтов, которые входят в систему Нижегородского научно-образовательного центра.
«На каждом этапе пути в науку мы применяем модель наставничества, которая делает карьерную траекторию молодого ученого «бесшовной», рассказал министр. - В школе дети получают наставников в лице молодых ученых, студентов вузов. В университетах с молодежью занимаются доценты. Доценты включены в серьезные исследовательские проекты, которые реализуются в том числе с участием Российской академии наук. Это единая, интегрированная на всех уровнях система, которая работает с 5−6 класса. В этом возрасте начинается ранняя профориентация. И важно, чтобы дети, которые полюбили науку, увлеклись исследованиями в средней школе, в дальнейшем не потеряли интерес. Там, где нам удается это сделать, ребята становятся наставниками младших школьников, модель наставничества начинает поддерживать саму себя и питает благоприятную среду для становления будущих ученых», - сказала Ольга Петрова.
«Молодежь идет туда, где интересно, где есть необходимая инфраструктурная база. Не во всех вузах, к сожалению, эта схема работает, не все университеты по своему образу действий привлекательны для студентов. Необходимо начинать работу с изменения модели наших вузов, их целеполагания, со структурных преобразований в университетском и академическом секторе», - отметил, выступая на форуме министр науки и высшего образования Валерий Фальков.
Он добавил, что наука сегодня неразрывно связана с технологиями. И развитие технологического потенциала является задачей каждого вуза страны.
«Меняться должен весь регион, и вузам необходимо помогать губернатору формировать повестку и внедрять в жизнь социальные инновации. Университеты, которые с этими задачами успешно справляются, не испытывают сегодня недостатка в притоке кадров», - продолжил глава ведомства.
Валерий Фальков подчеркнул, что сфере образования и науки сегодня нужны большие серьезные программы, которые позволят вузам и научным институтам сделать шаг вперед и продемонстрировать свои возможности. Одной из них станет «Приоритет–2030», готовящаяся к официальному запуску.
«Кроме того, в этом году мы начнем конкурс, направленный на поддержку студенческих научных обществ. Минобрнауки России поддержит сильные коллективы денежными грантами на развитие. Общий объем средств составит 100 млн рублей», - заявил Фальков.
Он добавил, что среди ключевых вопросов, над которыми сегодня работает Министерство науки и высшего образования РФ, - развитие студенческой академической мобильности. Это один из основных инструментов повышения привлекательности науки для молодежи.