Рефрен заседания - высшее образование не может развиваться в отрыве от экономики, которая на данный момент переживает фундаментальные изменения.
На этом фоне становится очевидна потребность в новом подходе к обучению инженеров и смежных специальностей. Для этого, по словам министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова, необходимо восстановить проектирование, производство и обслуживание по тем технологическим кластерам, которые ранее зависели от импорта.
"У нас в контрольных цифрах приема более 40 процентов инженерных и технических специальностей. В ближайшее время в несколько раз расширится число технологических направлений, в несколько раз вырастет число востребованных экономикой специалистов-инженеров. Возникает запрос на инженера, способного создавать технологии, а не просто их обслуживать. Еще два года назад мы начали разрабатывать новый проект по созданию передовых инженерных школ, уже тогда понимая, что в перспективе нам надо будет трансформировать и перестраивать инженерное образование. В прошлом году этот проект был анонсирован, а в этом году мы уже получили 91 заявку от различных вузов", - подчеркнул Фальков.
По словам министра, главный запрос в адрес образования со стороны экономики - это гибкость. При этом министр указал на то, что современная классическая система подготовки 4+2 не позволяет выпускникам специалитета поступить на бесплатное место в магистратуру. Для адаптации к запросам рынка труда глава Минобрнауки РФ предложил рассмотреть другие варианты построения программ и дать выпускникам специалитета те же права, что и выпускникам бакалавриата.
"Гуманитарный цикл высшего образования в рамках технической подготовки будет восстановлен в своих правах. Его первоочередная задача - сформировать личность российского интеллигента. Для нас немаловажно, что мы должны не только удовлетворять потребности экономики, но и заниматься формированием полноценной личности",- продолжил министр.
Фальков отметил, что одна из актуальных задач сегодня - по-новому посмотреть на знакомые элементы и сделать необходимые корректировки. В частности, речь идет о переосмыслении института магистратуры в сторону прикладного характера и тесной кооперации с технологическими партнерами. В корректировке под действием внешних изменений нуждается и институт академической мобильности: "Мы должны сохранить институт академической мобильности, но развить его по-новому, чтобы студенты могли передвигаться внутри страны между ведущими университетами, региональными и столичными. Кроме того, нужно дать студентам возможность ездить в Юго-Восточную Азию, Латинскую Америку, страны ЕАЭС".
Президент Российского союза ректоров, ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий подчеркнул, что национальная система образования в России должна строиться на фундаментальности и прикладном результате, междисциплинарности, единстве научных исследований и преподавания, гибкости образовательных и профессиональных траекторий, а также возможности получения дополнительных квалификаций: "Будущее российского образования должно опираться на сопряжение лучших признанных в мире традиций отечественного образования и того позитивного опыта, который был наработан за последние 20 лет, и прежде всего на наши мощные научные и образовательные школы, возглавляемые ведущими учеными".
В связи с отказом от участия в Болонской системе Садовничий информировал коллег об опыте Московского госуниверситета, который сохранил подготовку по программам специалитета по 12 фундаментальным направлениям. В университете разработана схема интегрированной магистратуры.
Ректор МГУ предложил коллегам открыть дискуссию на уровне университетских сообществ и корпораций, обсудить в рамках укрупненных групп специальностей принципы и направления трансформации российской высшей школы в современных условиях, а итоги обсуждения предложить вниманию всех членов РСР на его очередном съезде.