Этот выдающийся спортсмен в период 50-70-х годов прошлого века стал настоящей легендой ульяновского мотоспорта, имел огромное количество званий, регалий, наград, а после завершения спортивной карьеры стал тренировать подрастающее поколение мотогонщиков. Газеты и журналы тех лет пестрили публикациями о соревнованиях, в которых преуспевал Лев Ерохин. Мальчишки во дворах играли "в Ерохина". Соревнования по мотоспорту в Ульяновске собирали огромную аудиторию, и герои этих соревнований становились героями города.
Детство и становление знаменитого ульяновца проходили в атмосфере послевоенной разрухи, но всеобщего духовного подъема и стремительного развития спорта. В 14 лет он попал в секцию мотоспорта при стадионе "Спартак". Подростку разрешили приходить и "общаться" с техникой без возможности участия в гонках - перебирать, чистить детали мотоцикла…
Время учебы в Ульяновском автомеханическом техникуме оказалось переломным и наполненным значимыми событиями в жизни будущего спортсмена. Ссуз являлся ведущим учебным заведением по подготовке технических специалистов для многочисленных промышленных предприятий города, славился глубокими традициями, идущими еще от дореволюционного прошлого, и прекрасным преподавательским составом. Особенно повлиял на Ерохина выпускник техникума, замечательный специалист литейного производства, любящий свое дело, Юрий Зеленов. Он руководил производственной практикой студентов и выполнением дипломных проектов. Учитель понял, какой Лёва гонщик, после того как тот быстро доставил его на железнодорожный вокзал и не дал опоздать на поезд.
Мотоцикл "Иж-56" Ерохин нашел в подсобке техникума в неприглядном виде. Руководство отдало железного коня на полное попечение студента, и тот использовал его как модель - по собственной инициативе организовал курс подготовки одногруппников для сдачи экзамена в ГАИ на получение водительских прав.
Ульяновский ипподром, как уверяют однокурсники спортсмена, стал местом его первого старта: он появился на мотоцикле, практически сделанном собственноручно. Путь к осуществлению главной мечты стать чемпионом СССР по ипподромным гонкам по своему сценарию похож на легенду. Финал чемпионата СССР состоялся в Таллине в 1970 году.
Выступать на чужой трассе всегда труднее, к тому же среди соперников был сильный местный гонщик Хельм. Несмотря на серьезный психологический прессинг, все складывалось для ульяновского гонщика удачно, но в полуфинале его ждало разочарование - мотоцикл не завелся. К счастью, удалось прорваться в финал через дополнительный заезд. И снова судьба была против - от попадания камня потек картер. Пришлось на скорую руку заклеивать пробоину медицинским пластырем. В финальном заезде отставший было ульяновец на одном из поворотов обошел соперников по внешнему радиусу. Стадион ахнул от неожиданной смены лидера. Триумфатора Ерохина после заезда качали на руках вместе с мотоциклом. В родном городе в год 100-летия Ленина его встретили как настоящего героя.
Во времена СССР мотокросс был самым массовым видом мотоциклетного спорта. Проводились соревнования самого разного ранга - от первенства районов до чемпионата Советского Союза. В Ульяновске сложилась сильная команда мотокроссменов. Ее представители на протяжении многих десятилетий неоднократно становились чемпионами Поволжья. Мотоспортом увлекались не только юноши, но и девушки. Лев Ерохин внес свою лепту в достижения региона - сначала как гонщик, а затем как тренер.
В 1960 году Ерохин создал мотосекцию при машиностроительном заводе и руководил ею не один десяток лет. Он первым переоборудовал свой мотоцикл для участия в ледовых гонках. Чтобы его испытать, расчистили участок на льду Свияги недалеко от техникума. Ерохин завоевал право участвовать в международных соревнованиях по гонкам на льду и в 1966 году вошел в состав сборной команды СССР. Ему предлагали переехать в Уфу - главный центр ледового спидвея - и тем самым повысить свои шансы на борьбу за титул чемпиона мира. Неизвестно, как сложилась бы его карьера, если бы он сделал выбор в пользу Уфы. Но спортсмен не захотел уезжать из родного города.
На выставке в павильоне "Гараж" Ленинского мемориала посетителям представится возможность окунуться в мир мотоспорта времен СССР, увидеть на каких мотоциклах побеждал гонщик. Фундаментом экспозиции стал личный архив дочери и сына легенды мотоспорта - доцента УлГУ Ирины Зубовой и спортсмена и тренера Алексея Ерохина.
Валентин ЛИСТОВСКИЙ.
В материале использованы воспоминания Ирины ЗУБОВОЙ.