Ключевой темой двухдневного собрания стала система организации фундаментальных и поисковых исследований в стране.
"Это был особый год не только потому, что стартовало Десятилетие науки и технологий. В первую очередь потому, что из-за новых геополитических вызовов прежние приоритеты, которые казались незыблемыми на протяжении более чем 15-20 лет, критерии, показатели, на которые ориентировались исследовательские институты, университеты, коллективы ученых, да и в целом система, как минимум, потребовали переосмысления", - сказал Валерий Фальков.
Он добавил, что переосмысление работы продолжается и требует совместной вдумчивой деятельности всех органов власти и в первую очередь Российской академии наук.
Валерий Фальков поблагодарил коллектив ученых за совместную подготовку проекта нормативно-правового акта по научной (научно-технической) экспертизе.
"Я считаю, что следует отметить возрастающую роль РАН, ее координирующую роль в проведении такого рода экспертизы. И понятие экспертизы, ее переосмысление, и разновидности экспертизы, и более четкое определение самого процесса заложено. Думаю, что эта работа в ближайшее время будет завершена. Очень важно, что здесь достигнуто взаимопонимание", - добавил министр.
В преддверии 300-летия академии принято решение о создании Санкт-Петербургского отделения РАН. Это позволит повысить эффективность взаимодействия научного сообщества с органами государственной власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области. РАН передано историческое здание, где академия начинала свою деятельность.
Новая структура займется проведением фундаментальных и поисковых научных исследований, прогнозированием основных направлений развития Санкт-Петербурга, Ленинградской области и России в целом. В течение двух месяцев РАН утвердит состав отделения и перечень федерального имущества, которое ему перейдет.
Президент РАН академик Геннадий Красников отметил возросшую роль фундаментальной науки для стран, желающих занять ведущее место в новом международном устройстве: "В новом мировом укладе ведущее место займут страны, обладающие современной фундаментальной наукой, развитым технологическим сектором, наукоемкой промышленностью. Поэтому поддержке фундаментальных, поисковых исследований во всем мире сегодня уделяется приоритетное внимание. Академическое сообщество в свою очередь должно продемонстрировать способность эффективно решать задачи, которые стоят перед обществом".
По его словам, сегодня РАН становится для России стратегическим интеллектуальным ресурсом, возможности которого необходимо сосредоточить на решении приоритетных государственных задач.
Минобрнауки России разработало проект постановления Правительства Российской Федерации о проведении пилотного проекта по изменению системы уровней профессионального образования в 2023-2026 учебных годах. Работа по апробации новой системы высшего образования ведется в шести вузах.
Согласно указу пилотный проект предусматривает подготовку обучающихся в рамках следующих уровней образования: единого базового уровня высшего образования со сроком обучения 4-6 лет; специализированного высшего образования (магистратура, ординатура, ассистентура-стажировка), право получение которого будет предоставлено лицам, имеющим диплом бакалавра или диплом специалиста; аспирантуры - отдельно выделенного уровня профессионального образования, направленного на подготовку научных и научно-педагогических кадров.
Проект Постановления раскрывает механизмы реализации пилотного проекта, предусмотренного указом. В частности, уточняются особенности приема на образовательные программы по новым уровням образования.
На программы специализированного высшего образования можно будет поступить гражданам, имеющим высшее образование, подтверждаемое присвоением им квалификации "бакалавр", "специалист", "дипломированный специалист", а также лицам, имеющим базовое высшее образование.
На программы аспирантуры - гражданам, имеющим высшее образование, подтверждаемое присвоением им квалификации "специалист", "дипломированный специалист", "магистр", а также лицам, имеющим специализированное высшее образование.
В целом прием будет осуществляться в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством. Перечень вступительных испытаний вуз будет устанавливать самостоятельно.
Для обеспечения приема на образовательные программы в рамках пилотного проекта вузы самостоятельно перераспределят установленные им бюджетные места на указанные уровни образования в рамках укрупненных групп специальностей и направлений подготовки.
Образовательные программы по новым уровням будут разработаны вузами в соответствии с самостоятельно утвержденными образовательными стандартами и требованиями.
При этом по новым уровням будет сформирован перечень образовательных программ с указанием сроков обучения, присваиваемых квалификаций, отраслей науки, по которым присуждаются ученые степени.
По завершении обучения предусмотрена государственная итоговая аттестация и выдача дипломов, образцы которых будут разработаны в рамках пилотного проекта.
Инициативой также определены критерии эффективности реализации образовательного процесса в рамках пилотного проекта. Это - удельный вес численности обучающихся по образовательным программам базового и специализированного уровней, а также количество новых образовательных программ по ним.