Страны-участники обсудили первостепенные вопросы, касающиеся Десятилетия ООН, посвященного наукам об океане в интересах устойчивого развития, и рассказали о достигнутых в его рамках целях.
В мероприятии приняла участие сформированная Минобрнауки России делегация Российской Федерации. Страну представили заместитель директора департамента координации деятельности научных организаций Минобрнауки России Наталия Голубева, помощник президента Национального исследовательского центра "Курчатовский институт" Александр Фролов, руководитель лаборатории взаимодействия океана с водами суши и антропогенных процессов Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН Пётр Завьялов.
Особое внимание участники уделили вопросу связи программ Межправительственной океанографической комиссии с целями и задачами Десятилетия ООН, посвященного наукам об океане. Российские делегаты рассказали о морских исследованиях, проекте "Плавучие университеты" и обучении морским специальностям в вузах страны.
Одним из вопросов стало предупреждение и смягчение последствий опасных океанических явлений. Участники отметили, что в этой области достигнуты значительные успехи: расширены сети наблюдения за колебаниями уровня моря и сейсмической обстановкой, подготовлены новые виды информационной продукции о цунами и карты потенциально подвергающихся опасности затопления участков побережья.
До конца года ремонтные работы проведут более чем в 100 университетах, подведомственных федеральным органам власти. На ремонт общежитий из федерального бюджета выделено 8,3 млрд рублей. Приоритет, как и при распределении бюджетных мест, отдается регионам. Кроме того, продолжается работа по созданию кампусов мирового уровня. До 1 августа продлится вторая волна конкурсного отбора. Заявки готовят 36 университетов из более чем 30 регионов России.
В ближайшие годы кампусы появятся в Томске, Москве, Калининграде, Нижнем Новгороде и других городах. В планах создать до 2030 года не менее 25 кампусов на 150 тысяч мест.
Глава Минобрнауки России Валерий Фальков отмечает, что современная образовательная среда должна отвечать высоким требованиям комфорта как для учебной, так и для внеучебной деятельности преподавателей и студентов: "Университеты должны не только давать знания, но и обеспечивать комфортное проживание студентов, содействовать их развитию и здоровому образу жизни. Поэтому мы стремимся создать современные и комфортные условия для студентов и преподавателей, повысить качество образовательного процесса. В этом году капремонт охватит 650 тысяч квадратных метров университетских помещений, а до 2024 года в порядок приведут не менее 1,6 млн квадратных метров жилых площадей, а также учебных, социальных и спортивных объектов. Это позволит улучшить условия для 80 тысяч студентов".
Как будет развиваться система образования в условиях новых реалий, и какие специалисты нужны науке и бизнесу Арктической зоны, обсудили эксперты на площадке "Арктика - территория диалога" Петербургского международного экономического форума. В дискуссии приняли участие ректоры северных вузов, руководители научных и всероссийских общественных организаций.
Сегодня все вузы Арктической зоны при составлении образовательных планов учитывают потребность региона в определенных специалистах. Специфическую подготовку проходят не только будущие специалисты высокотехнологичных производств, но и молодые ученые, которым предстоит исследовать Арктику.
Научные исследования Арктики в последние годы стали приоритетной для страны темой. По словам научного руководителя научно-образовательного центра мирового уровня (НОЦ) "Российская Арктика" Марата Есеева, сегодня каждый четвертый из отечественных НОЦ занимается арктической повесткой.
Привлечь талантливую молодежь и помочь сделать выбор в пользу жизни и работы в Арктике помогают всероссийские программы, например, запущенный в прошлом году при участии Федерального агентства по делам молодежи и Минобрнауки России проект "Больше, чем путешествие". Участники проекта смогли побывать в регионах каждого федерального округа страны и во время поездок реализовать свои навыки по урбанистике, IT, экологии, медиа, волонтерству и другим направлениям.
Министерством науки и высшего образования РФ разработаны проекты постановлений Правительства РФ, регулирующих проведение экзамена по русскому языку и определяющие требования к минимальному уровню знаний, необходимых для его сдачи иностранными гражданами. Эти меры позволят минимизировать коррупционные риски, а также сделают процедуру экзамена для иностранцев по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ прозрачной.
Предлагается ввести устную часть экзамена по русскому языку не только для граждан других государств, претендующих на получение разрешения на временное проживание или вида на жительство, но и для трудовых мигрантов, планирующих работать в стране по патенту или разрешению на работу. Это поможет иностранцам быстрее адаптироваться и успешнее интегрироваться в российское общество.
Уполномоченные организации обяжут создавать специальную комиссию по проведению испытания для трудовых мигрантов. Кроме того, проект постановления предусматривает обязанность организаций записывать на видео всю процедуру экзамена.