В Ульяновске около 40 зданий построены в стиле советского модернизма. Все они кардинально изменили облик города. Ленинский мемориал, гостиница "Венец", Дом советов, Дворец культуры "Губернаторский" - эти архитектурные сооружения стали символами Ульяновска, преобразив в 60-70-е годы городской центр.
Архитектурный модернизм - это не просто стиль, а масштабное явление, в середине прошлого века завоевавшее весь мир. Вне зависимости от идеологий и культур, архитекторы всего мира "заговорили" на общем языке. Не зря на западе, где под термином "модернизм" понимают вообще всю современную архитектуру, стиль принято называть интернациональным.
Днем рождения советского модернизма неформально считают 4 ноября 1955 года. Тогда в СССР приняли постановление "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве", жестко раскритиковавшее насыщенную декором сталинскую архитектуру. Некоторые архитекторы, ранее получившие за свои работы высокие премии, были с позором лишены их. Но постановление - не единственное событие, определившее рождение нового стиля в Стране Советов. Еще в 1954 году было начато активное развитие заводов железобетонных изделий, определившее курс на индустриализацию и типизацию строительства. Тогда же Хрущёв провел всесоюзное совещание, на котором напрямую озвучил свои идеи и претензии архитекторам и строителям.
В целом они заключались в недостаточности темпов строительства жилья. За несколько десятилетий его дефицит лишь увеличился, и все больше людей жили в бараках. Поэтому решение жилищного вопроса было поставлено во главу угла, и символом новой архитектурной эпохи на первых порах, безусловно, стала хрущевка. Если раньше архитекторы создавали фасады зданий, комбинируя окна, стены, арки, колонны и прочие элементы декора, то теперь масштаб проектирования изменился: из отдельных типовых зданий, как из кирпичиков, архитекторы складывали "фасады" целых районов.
Индивидуальные проекты стали ужасной редкостью и были доступны лишь узкому кругу архитекторов. Но даже при их реализации строители часто настаивали на изменении отдельных ключевых деталей, искажая общий замысел и обесценивая все старания автора. И все же чудеса случались, появлялись заказы и конкурсы на проектирование зданий, в которых изголодавшимся по творчеству архитекторам позволяли переступить через принципы сборности и типизации. Именно такие проекты стали настоящими символами эпохи советского модернизма.
Конец 1950-х - начало 1960-х - время покорения космоса, развития науки, техники, автомобилизации. Появился запрос не просто на новую архитектуру для привычных объектов, но и на разработку с нуля сооружений для ранее не существовавших институций. Подобные эксперименты были своеобразной территорией свободы, цена ошибки на которой была очень высока. Например, проектирование дворца бракосочетания требовало создания сценария для будущих торжеств, которые будут происходить в его стенах в течение долгих лет. При этом опираться на храмовую архитектуру, которая являлась единственным прообразом для подобного сооружения, было по идеологическим соображениям опасно.
Наследие авангарда наряду с современной зарубежной архитектурой стало источником вдохновения для архитекторов-шестидесятников. Запрещенная после посещения Хрущевым выставки в Манеже абстракция незаметно для власти проникает на самое видное место - фасады зданий. "Синтез искусств" в эпоху модернизма набирает новые обороты и активно пропагандируется в прессе. Художники-монументалисты становятся активными участниками архитектурного творчества, внося ключевые акценты в знаковые объекты именитых архитекторов или придавая индивидуальность типовым постройкам, но иногда и полностью подчиняя здания своим замыслам.
В эпоху модернизма создавались не только отдельные здания и комплексы - это время строительства с нуля целых городов. Тольятти, Набережные Челны, Старый Оскол - при проектировании промышленных гигантов советские архитекторы с завистью любовались фотографиями построенных по проектам Оскара Нимейера общественных и административных зданий в Бразилиа. И по аналогии с ними особое положение отводили комплексам центров. Но шло время, города застраивались типовым жильем, а на строительство дорогих индивидуальных объектов их центров так и не находилось средств.
Подобное развитие событий на закате СССР стало заурядным, и потому те редкие случаи, когда архитекторам все же удавалось перенести свои замыслы с бумаги в реальность, обретают особую ценность.
На выставке представлены фотографии из фондов Ленинского мемориала, частных коллекций и открытых источников, образцы строительных и отделочных материалов, элементы оформления помещений, использованные при строительстве в Ульяновске.