На выставке в метеорологическом музее представлены подлинные шедевры ювелирного искусства XVI- начала XX вв., выполненные лучшими мастерами в крупнейших художественных центрах Германии, Франции, Англии и других стран. Экспозиция выстроена по хронологическому принципу, одна художественная эпоха сменяет другую. Изделия мастеров золотого и серебряного дела представляют собой различные виды посуды, столовых приборов, предметы для украшения интерьера и сервировки.
Выставка "От Возрождения до модерна" знакомит с широтой стилевых приемов и разнообразием ассортимента ювелиров прошлого. Посетители получат представление об изменениях в моде, привычках наших предков, национальных особенностях ювелирного искусства, истории коллекционирования предметов из драгоценных металлов.
В России серебро в достаточном количестве было найдено только в XVIII веке. Поиски руды предпринимались начиная с XV столетия, а до той поры мастера-ювелиры переплавляли иностранные монеты и старые серебряные изделия. Долгие годы законодателями моды в обработке серебра оставались европейские мастера - в Старом Свете традиции литья, чеканки и гравировки были заложены еще мастерами Древней Греции и Рима.
Искусство обработки серебра получило мощный стимул для развития с распространением христианства - именно из этого металла изготавливались предметы культа. В Средние века первыми как в мастерстве исполнения, так и в отделке предметов из серебра были французы. Они изготавливали великолепные вещи в готическом стиле, которые часто украшали эмалью или драгоценными камнями.
В XVI веке мировые мастера ориентировались на немецкие образцы, затем пришла эпоха голландцев, которые привнесли в ювелирное искусство фирменный узор в виде цветов, фруктов и херувимов. Именно голландцы в большей степени повлияли на ювелирные традиции нашей страны. Россия оживленно торговала с Голландией через Архангельск, где голландские купцы появились еще при Иване Грозном. Это влияние укрепилось в петровские времена.
Введение в 1697 году в Британии серебряного стандарта, который требовал более высокого содержания серебра в предметах, привело к тому, что металл стал более мягким. С ним стало труднее работать, поэтому и форма работ, и их отделка стали проще. И эта лаконичность стал характерной чертой английского серебра.
Французы привнесли в работу с серебром мотивы рококо - в XVIII веке изделия стали декорировать узорами из цветов, гирлянд, морскими животными, китайскими сценками и человеческими фигурками.
В то время как сегодня наиболее тяжелые предметы из серебра кажутся их владельцу привлекательными, в разное время к весу серебра в предметах относились по-разному. В конце XVII века серебра порой не хватало, поэтому работы делали более легкими, чем в XVIII столетии. Во времена Регентства серебряные предметы, наоборот, были более массивными - вес изделия указывал на его качество.
На некоторых старых вещах из серебра с оборотной стороны, снизу, был выцарапан их первоначальный вес. Эти цифры должны быть чуточку выше, чем настоящий вес предмета, поскольку некоторое количество серебра пропадет при чистке. Если вес работы намного больше или меньше ‘нацарапанного, это означает, что оно когда-то, вероятно, подвергалось доработке.
К выставке в музее подготовили цикл тематических мероприятий. 8 июня здесь пройдет вечер "Музыка в серебряной оправе" - выступит ансамбль старинной музыки "Alteratio", зазвучат флейта и лютня, старинная музыка Франции, Англии, Италии. В частности, можно будет услышать сочинения знаменитого британского композитора, лютниста и певца Джона Доуленда, которые распевал весь Лондон от подмастерьев до королевы Елизаветы, а также мелодичные городские песни из сборников нотоиздателей XVI века Пьера Аттеньяна и Пьера Фалеза.
Дополнит атмосферу старины чтение строк Данте Алигьери, Франческо Петрарки, Джованни Боккаччо и других литераторов эпохи Возрождения.