Согласно документу к концу третьего десятилетия XXI века Россия должна обладать собственной научной, кадровой и технологической базой критических и сквозных технологий. Предполагается, что в стране будут созданы условия для высокоинтенсивной инновационной активности корпораций и предпринимателей, которые будут работать в комфортной регуляторной среде.
Кроме того, к 2030 году национальная экономика должна обеспечивать производство высокотехнологичной продукции - чипов и другой микроэлектроники, высокоточных станков и робототехники, авиакосмической техники, беспилотников, лекарств и медицинского оборудования, телекоммуникационной техники и программного обеспечения. При этом доля таких отечественных товаров в общем объеме потребления должна составить не менее 75%.
Сформулированы три взаимосвязанные цели достижения технологического суверенитета - обеспечение национального контроля над воспроизводством критических и сквозных технологий на основе собственных линий разработки, переход к инновационно активному росту экономики и обеспечение устойчивого развития производственных систем. В ближайшее время в правительстве намерены обеспечить настройку системы управления для реализации задач технологического развития до 2030 года.
У каждой из целей концепции есть индикаторы, позволяющие судить о ее достижении. Так, для обеспечения технологического суверенитета необходимо добиться роста внутренних затрат на исследования и разработки не менее чем на 45%. Для перехода к инновационно-ориентированному экономическому росту уровень инновационной активности в промышленности и других областях должен увеличиться в 2,3 раза, а затраты на эти цели - в 1,5 раза.
Объем инновационных товаров, работ и услуг должен возрасти в 1,9 раза, а число патентных заявок - в 2,4 раза. Для устойчивого функционирования и развития производственных систем необходимо, чтобы число предприятий обрабатывающей промышленности, использующих технологические инновации, увеличилось в 1,6 раза.
При разработке концепции много внимания было уделено предварительному этапу - инвентаризации существующих мер и инструментов поддержки. После определения их места в технологическом процессе этот этап позволил выявить недостающие элементы для работы с проектами.
Кроме того, по каждой цели определены основные механизмы ее достижения. Это формирование сквозных технологических приоритетов для науки, образования и для отраслей экономики, фокусировка на собственных линиях разработки технологий, ключевых узлов и комплектующих, опора на новые организационные формы взаимодействия науки, образования и бизнеса, а также развитие инфраструктуры трансфера технологий в экономику и кадровое обеспечение.
План первоочередных мероприятий по реализации концепции поручено разработать Минэкономразвития России совместно с Минобрнауки России.
Минобрнауки России представило реестр отечественных программ для использования вузами с льготной лицензией.
Впервые идея была озвучена на всероссийской конференции "Цифровизация высшего образования: технологии для университета будущего".
Отечественные ИТ-продукты будут предоставляться университетам по так называемой академической лицензии, то есть на льготных условиях. Сотрудничество в рамках реестра станет реальным примером взаимовыгодной долгосрочной кооперации на рынке: предоставляя льготные условия, компании-разработчики (вендоры) получат стабильных партнеров и сформируют целевую аудиторию пользователей из числа студентов, которые познакомятся с продуктами со студенческой скамьи.
"Мы видим заинтересованность всех участников, в том числе производителей отечественных решений разной направленности. Радует, что вендоры ценят преимущества работы с вузами и готовы на взаимодействие с ними на основе академических лицензий, ведь наличие их решений в реестре повышает узнаваемость продуктов и способствует популяризации необходимых ИТ-решений для сферы высшего образования. Следующий шаг - точечная работа с производителями ПО и вузами для пополнения реестра.
Главная цель - сделать процесс поиска и выбора решений для вузов простым и понятным", - считает заместитель министра науки и высшего образования Дарья Кирьянова.
По итогам проведенного анализа рынка в тестовом режиме в реестр уже внесено 428 решений отечественных разработчиков. По результатам опроса подведомственных Минобрнауки России университетов выяснилось, что большая часть имеет собственные разработки, которые также могут попасть в создаваемый реестр.
Исполнительный директор Ассоциации разработчиков программных продуктов "Отечественный софт" Ренат Лашин отметил, что создание Минобрнауки России такого реестра для вузов позволит образовательным организациям разобраться в многообразии российских ИТ-решений, легко и быстро определить продукты с наличием академических лицензий и узнать условия их предоставления.
"В свою очередь наша ассоциация готова участвовать в апробации, предоставлять экспертов для классификации российского ПО, делиться данными о российских альтернативах иностранных решений", - сказал Ренат Лашин.
Обязательными условиями попадания продуктов в реестр станут наличие программы лицензирования на особых (льготных) условиях для образовательных организаций (в том числе, бесплатное предоставление), создание ПО исключительно российским юридическим лицом, наличие продукта в реестре отечественного программного обеспечения.