В музее городского быта открылась выставка "Дело в шляпе", посвященная самому элегантному головному убору. Он практически с момента появления служил не только для защиты от солнца и дождя, но и для демонстрации статуса обладателя.
Первые упоминания о головных уборах как о признаке положения в обществе относятся к Древнему Египту. Фараоны надевали специальный полосатый платок - крафт, или немес - под корону. Остальным египтянам головным убором служил парик из растительных волокон. Его размер говорил о статусе обладателя: чем объемнее, тем выше.
Прообразом всех современных шляп стал популярный в античности фетровый головной убор - петасос, похожий на шляпу канотье. Петасос служил исключительно практическим целям - защищал от дождя, солнца и ветра. В нем часто изображали бога Гермеса.
Треуголка появилась благодаря испанцам и французам в XVIII веке и пользовалась особой популярностью у патриотов во времена Гражданской войны в Америке, а также у пиратов. Множество свидетельств тому можно найти на страницах исторических романов тех времен и на иллюстрациях к ним. Моду на треуголки в Россию принес Пётр I, "прорубив" окно в Европу.
Появившийся в конце XVIII цилиндр снискал популярность во всем мире. Английские полицейские использовали уплотненные цилиндры для защиты от возможных нападений. А чуть позже была изобретена шляпа-шапокляк - цилиндр, складывающийся в гармошку. Фасон позволял избавиться от неудобств, вызванных слишком большим размером. В сложенном виде его можно было сдать в гардероб или сложить для хранения в шкаф.
В середине XIX века братья Болер придумали котелок. Целью изобретателей было сделать головной убор, который не смог бы сорвать с головы ветер. Он плотно облегает голову и обладает глубокой посадкой. Пожалуй, это один из первых демократичных головных уборов для мужчин, который в первую очередь решал практические задачи, а не предназначался для демонстрации статуса. Его с удовольствием носили представители всех сословий - от банкиров и политиков до простых рабочих и служащих в сочетании с деловым костюмом, строгим классическим пальто или плащом. Котелок был излюбленным головным убором Уинстона Черчилля.
Трилби и федора - шляпы нового фасона из фетра - стали решением одновременно и практической, и социальной задач. Федора изначально была создана для женщин, но к началу XX века прочно обосновалась в мужском гардеробе, позволяя своим обладателям без труда садиться в машину. Такие модели очень любил Фрэнк Синатра. Канотье создавалось как "шляпа для веселья". Приплюснутая тулья и поля придают слегка легкомысленный образ. В переводе с французского канотье звучит как "гребец", ее часто можно увидеть на гондольерах в Венеции.
Шляпа "борсалино" после выхода фильмов "Крестный отец" и "Однажды в Америке" стала ассоциироваться с мафией. Изначально это была не модель шляпы, а бренд изготовителя головных уборов. Это название можно увидеть и на канотье, и на федоре, и на трилби - всех популярных моделях того времени. Но со временем слово стало нарицательным.
Шляпа претерпевала множество изменений на протяжении всей истории человечества, принимая самые причудливые формы. Но в результате всех этих трансформаций мужской головной убор обрел несколько основных видов, которые то выходят из моды, то вновь оказываются на ее пике. По сути все фасоны шляп сводятся к нескольким моделям, перечисленным выше.
Кстати, одно из значений выражения "дело в шляпе" - получение какой-либо привилегии. В древности люди вынимали из шапки право на первоочередную покупку, торговлю и пр. Соответственно, слово "прошляпить" обозначало "упустить возможность". А история про безумного шляпника тоже не лишена оснований. Чаще всего шляпы делали из войлока. Для производства использовали шерсть зайца, бобра или кролика, а в качестве вспомогательного материала использовалась ртуть. Шляпе придавали форму с помощью отпаривания. Шляпники работали в тесных помещениях, которые плохо проветривались, что в дальнейшем приводило к отравлению. Ремесленники теряли координацию, невнятно говорили и постоянно испытывали тряску рук.
Посетители выставки в музее быта увидят более 50 экспонатов, раскрывающих тему городской моды дореволюционного Симбирска и советского Ульяновска.
На выставке будут представлены разные модели шляп, а также чепчики, капоры, косынки, береты, кепки и фуражки. Дополнят ряд предметы, участвующие в создании шляп и уходе за ними - шляпные булавки, искусственные цветы, вуали, ленты, а также женские журналы, рекламирующие популярные фасоны шляпок и шляп разных лет.